Пифагор и пифагорейцы. Учение и школа Пифагора

Начало формирования этой школы - конец VI в. до н.э.

| Возникла Пифогорейская школа как некий религиозный орден, со своим этикетом и строгими правилами поведения. К числу таких правил относилось строжайшее запрещение проповедовать учение иным людям, не входящим в Пифагорейский союз. Учение пифагорейцев воспринималось как тайна, постичь которую могли лишь адепты этого союза. Пифагорейцы не излагали своего учения письменно, оно существовало у них на основе устной традиции, они держали его в памяти и проповедовали только доверенному кругу лиц. Они строго карали тех, кто разглашал их учение не посвященным в пифагореизм.

Поэтому скудность информации о ранней пифагорейской философии вполне объяснима. Она возрастает лишь после того, как Пифагорейский союз прекратил свое существование и запрет на разглашение учения был снят.

Возрождение пифагореизма приходится на I в. н.э. и связано с деятельностью Апполония Тианского, написавшего сочинение «Жизнь Пифагора». Дальнейшее развитие пифагорейской традиции осуществлялось на основе неоплатонизма.

А.О. Маковельский предлагал следующую периодизацию формирования пифагореизма: (а) от основания Пифагорейского союза в 531 г. до н.э. до разгрома школы около 500 г. до н.э. В это время жили пифагорейцы Пифагор, Гиппас, Демокед и др.; (б) с 500 г. до образования главной системы научного пифагореизма, которая сложилась в середине V в. до н.э.; (в) завершение главной системы научного пифагореизма у Филолая; (г) последняя треть V в. до н.э. - пифагорейцы в изгнании; (д) пифагореизм IV в. до н.э. - Архит Тарентский и другие «последние пифагорейцы». |

Основателем Пифагорейского союза по традиции считается Пифагор. Представителями раннего пифагореизма были Гиппас, Пар- мениск, Керкопс, Бронтин; среднего - Филолай Кротонский (Терентский), Эврит, ботаник Менестор, математик Феодор и космологи Экфант, Гикет (Лэций) и Ксуф (Симплиций ); позднего - Лрхит Те- рентский, Оккел, Ксенофил и многие другие.

Бюст Пифагора

I Пифагор (ок. 570-496 до н.э.) - создатель пифагорейской философии, соединившей восточную науку с эллинской мифологией. Его сорокалетие (акмэ) приходилось на 30-е годы VI в. до н.э. Родом был с острова Самос. Ученик Анаксимандра и Ферекида. Учился в Египте и Вавилонии; вернулся на родину в 56 лет. В 532-531 гг. он покидает Самос и прибывает в Италию, в полис Кротон, где основал свою школу - Пифагорейский союз. Скончался Пифагор в возрасте 75 лет. По одним источникам Пифагор сам ничего не писал, по другим - к его трудам относят «О природе», «О государстве, «О воспитании », «О душе», «О мире», «О благочестии», «Священное слово». Пифагор был первым мыслителем, который, по преданию, назвал себя философом, то есть «любителем мудрости».

Изменение направленности научных исследований пифагорейцев было обязано числу, понимаемому как начало взамен воды, воздуха или огня. Наиболее известная и содержательная характеристика пифагорейской мысли принадлежит Аристотелю:

Пифагорейцы, занявшись математикой, первые развили ее и... стали считать ее начала началами всего существующего. А так как среди этих начал числа от природы суть [первые начала в математике, то в них они видели начала всех вещей], - более чем в огне, земле и воде... они видели, что свойства и отношения, присущие гармонии, выразимы в числах; следовательно, им казалось, что все остальное по своей природе явно уподобляемо числами и что числа - первое во всей природе, то они предположили, что элементы чисел суть элементы всего существующего [вещей] и что все небо есть гармония и число 1 .

В других местах своей «Метафизики» Аристотель пишет, что для пифагорейцев «числа - это сами вещи»; «вещи состоят из чисел»; «число - сущность всех вещей». Иными словами, логика пифагорейцев представлена в развитии от первого положения до третьего: от отождествления чисел и вещей к пониманию того, что числа - это не вещи и вещи - это не числа, а числа - это сущность вещей.

Такое понимание пифагорейцами первоначала бытия не понятно здравому смыслу. Однако при внимательном рассмотрении окружающего мира совершенно очевидно, что в основе всего лежат не только качественные характеристики, но и количественные характеристики бытия. Так, молекулярное движение в субстрате (например, в воде) при изменении температурного режима может быть отражено на числовой шкале градусника. Звук и музыка также переводимы в числовые соотношения: разница звучания струн в музыкальном инструменте соотносима с длиной струн; гармонические соотношения октавы, квинты и кварты управляются числовыми законами (1: 2, 2: 3, 3: 4).

В этом мире все может быть выражено посредством числа и математической регулярности, лежащей в основе бытия: цикличность развития неорганических и органических систем, хронология эпох, столетий, последовательность месяцев и дней и т.д.

Для пифагорейцев число - это нечто реальное, более того, оно более реально, чем вещи. В этом смысле оно есть начало, образующее все вещи. Для современного понимания число есть абстракция, продукт мышления, а для пифагорейского миропонимания - реальность, природа вещей.

В непосредственной связи с концепцией числа находится и учение о противоположностях. Рассматривая числа, пифагорейцы выделяют в них такую противоположность, как числа четные и нечетные. Основные десять противоположностей таковы: предел - беспредельное, нечетное - четное, одно - множество, правое - левое, мужское - женское, покоящееся - движущееся, прямое - кривое, свет - тень, хорошее - плохое, квадрат - прямоугольник.

Основное философское значение имеет противоположность предельного и беспредельного. Эта антитеза, по всей видимости, трактовалась как предпосылка космоса. Беспредельное (апейрон) в учение о космосе выступает как физически бесконечная пустота, содержащая в себе космос. Мир рождается посредством вдыхания этой пустоты «Единым» (генезис его неизвестен) с последующим образованием чисел и вещей. Если число есть гармония предельного (абстрактного числа) с беспредельным (абстрактное вещество), то все - это порядок. А поскольку порядок по-гречески «kosmos»,

то Пифагор был «первым, кто обозначил космос со всеми находящимися там вещами как порядок, который в нем есть».

Учением о космосе пифагорейцы закладывали основы объективно-идеалистической системы Платона. Действительно, основы классического объективного идеализма античной философии формируются не на противопоставлении числа и вещи как первичного вторичному, а на абсолютном отождествлении общих и отдельных, количественных и качественных характеристик бытия. Пифагорейцы отождествляли число и вещи, и их единая Вселенная как гармония предельного (абстрактное число) и беспредельного (абстрактное вещество), т.е. космос, состоящий из «число-вещей», распадается на вещественный, реальный, физический, видимый мир и невидимый, идеальный мир. Именно здесь истоки объективного идеализма Платона.

Тем не менее сами пифагорейцы - не идеалисты, хотя идеалистическая тенденция в их философском миропонимании присутствует. В ранний период развития античной философии противоположность материального начала и идеального начала не осознается. Такое понимание присуще более поздним философским учениям античной философии (Платон и др.).

Пифагорейцы внесли большой вклад в развитие математики. Рациональное мышление помогло Пифагору сформулировать ряд важных положений в теории числа, арифметики, геометрии. Однако свойственное ему совмещение математических изысканий с мифологией приводило к эзотерическим выкладкам о переселении душ и другим мистическим представлениям. Пифагорейцы связывали число семь с божеством. Понимая человека как ученика божьего, они считали, что каждый из людей должен готовиться к союзу с Богом.

Истинное миропонимание, согласно Пифагору, покоится на трех основах: морали, религии и знании. Мораль Пифагора - это мораль аристократа. Задачи научного познания подчинены интересам религии.

Для социальных взглядов пифагорейцев, как и всех древних греков VI в. до н.э., характерно непонимание качественных различий между природой и обществом. Осознание этого различия найдет место в учении софистов, которые проведут дефиницию между законами природы и законами общества, между человеком социальным и человеком природным. Поэтому когда Пифагор ставил социальное законы, систему государственного устройства, правосудие и справедливость в зависимость от богов, то это отражало общее отставание античной социальной мысли от учений метафизики.

В последующем, в более поздних учениях пифагорейцев, боги трансформируются в числа и геометрические фигуры, а первоначалом станет космическая гармония - истинная первопричина мирового порядка, которая у пифагорейцев соответствовала логосу Гераклита.

  • Согласно Аристотелю, пифагорейская философия включает четыре большихраздела: учение о числах, учение о противоположностях, космология и космогония, представление о душе.
  • Аристотель. Т. 1. С. 77-78.

«Любым способом следует избегать и отсекать огнем, железом, всеми доступными средствами от тела – болезнь, от души – невежество, от желудка – излишество, от дома – разногласие, от города – смуту, от всего в целом – неумеренность».

Пифагор родился в Сидоне, Финикия, около

570 года до нашей эры. Отец Пифагора, Мнесарх, был достаточно богатым человеком, чтобы дать сыну хорошее воспитание. Когда Мнесарх, отец Пифагора, был в Дельфах по своим торговым делам, он и его жена Партенис решили спросить у Дельфийского оракула, будет ли Судьба благоприятствовать им во время обратного путешествия в Сирию. Пифия (прорицательница Аполлона), не ответила на их вопрос, но сказала Мнесарху, что его жена носит в себе дитя и что у них родится сын, который превзойдет всех людей в красоте и мудрости и который много потрудится в жизни на благо человечества. Мнесарх был столь впечатлен пророчеством, что изменил имя собственной жены на Пифазис в честь Пифийской жрицы. Когда родилось дитя в городе Сидоне, Финикия, оно оказалось, как и говорил оракул, мальчиком. Мнесарх и Пифазис назвали его Пифагором, (в честь Пифии) и посвятили его свету Аполлона.

Две с половиной тысячи лет отделяет время Его Воплощения на Земле от дней нынешних. Он был известен всему античному миру как выдающийся философ, математик, создатель духовной Школы. Во все области знаний Им был внесён вклад и создана уникальная Школа для возрастания душ человеческих, для их совершенствования.

«До современников дошли не многие фрагменты из Его трудов и легенд о жизни Его, которые пересказывались и переписывались в те давние времена многими. Не безупречны жизнеописания Пифагора, составленные Порфирием или Диогеном Лаэртским и тем более – их последователями. Они собирали факты, слухи, легенды и догадки, записанные людьми, которые сами не знали Пифагора

В наиболее чистом виде до вашего времени дошли «Золотые стихи» Пифагора, сохранённые Лизием.

Ещё при жизни Пифагора начали слагать легенды о Нём. Простая жизнь Его стала окружена ореолом тайны… Многие почитали Его как явившегося на Землю Аполлона.

О Своём детстве Сам Пифагор рассказывал немного. Он говорил Своим ученикам о том, что с ранних лет Он возлюбил учиться. И – подчёркивал важность стремления к знаниям и к познанию Истины: ибо сие есть главный движитель души на Пути совершенствования! Он вначале учился у многих просвещённых людей своего времени: Гермодаманта, Ферекида Сиросского, Анаксимандра. Значимыми в Своём духовном развитии Пифагор упоминал посвящения, полученные Им в юности у орфиков.

Именно от них Он получил знания о законах истинной нравственности, в том числе, в этике питания, об огромных возможностях воздействия на душу гармонии в искусстве, о ТворцеПравителе всего Мироздания, не разделённом на культы отдельных «богов».

Впоследствии Пифагор много путешествовал по разным странам. Его сила духа и обаяние, стремление к Истине и личная чистота были таковы, что духовные Мастера легко допускали Его к тайнам, обычно тщательно скрываемым от иностранцев. Он получал посвящения во многих духовных традициях, включая египетские, проходил обучение, в том числе, в Мемфисе и Гелиополе и там даже получил сан жреца. Но Пифагор превзошёл всех Своих учителей, ибо за границами конкретных религиозных традиций Он видел Единое Божественное Начало и сумел познать Его.

Затем Он оказался в Персии, которая в те времена владычествовала над многими народами. При дворе персидском тогда собирали философов, врачей, предсказателей, магов… Так поступали многие властители разных стран тех времён, и правитель персов стремился превзойти их всех в этом…

В каких бы странах Пифагор ни оказывался – Он обогащал Свой опыт мудростью других народов.

Пифагор создал Свою Школу в греческом городе Кротоне на юге Италии. И эта Школа прославила Его имя в веках! Он собрал воедино и мудрость, накопленную человечеством к тому времени, и Божественные Знания, полученные Им лично, – и соединил всё это в стройную систему, охватившую все области жизни и позволившую приближаться к Совершенству множеству людей, познакомившихся с Его учением.

Пифагорейская школа

В той Школе каждый мог получать те знания, к восприятию которых был готов: начиная с подростков, обучавшихся азам математики и музыки, – и заканчивая посвящениями для тех, кто познавали высшие – Божественные – состояния души. Всё это было выстроено в гармоничные ступени роста: от человека чистого, праведного в делах, эмоциях и мыслях – до Человека Божественного!

В Школе в едином гармоничном союзе соединились религия, науки и искусства. Ученики здесь могли получать разносторонние познания в медицине, астрономии, геометрии, музыке, также о законах пропорций архитектуры и ваяния. Но главными были знания о совершенствовании души.

И всё служило именно этой задаче. и наслаждаться красотой было естественным в греческой культуре тех времён. Это проявлялось и в почтении к философам, являвшим красоту мысли, и в любовании красотой тела человеческого, например, в спортивных состязаниях, танцах или прекрасных статуях. Восхищались также и красотой слов в стихах поэтов, гармонией в творениях музыкантов.

В этой атмосфере Пифагор объяснял людям законы сотворения гармонии и красоты, учил наслаждению – через сонастройку – от их созерцания, помогал увидеть их связь с Божественными Законами устремлённости к Целостности и Слияния с Изначальным.

Пифагор учил и о законе перевоплощений в развитии душ. Он говорил о множестве рождений, которые имеет на пути к Совершенству каждая душа. Душу после смерти тела не вечное плачевное существование в Аиде* ждёт, но новое рождение: вновь в новом теле душа родится, чтобы продолжить своё развитие.

Пифагор учил и о великом Центральном Огне – Солнце Бога: Творце, Первоисточнике всего Творенья, управляющем процессами, происходящими в Мироздании!

Труд рабов Пифагор не признавал и проповедовал свободу и ненасилие человека над человеком и человека над миром природы. Он также объяснял людям недопустимость и неугодность Богу жертвоприношений животных, что существовало в традиционных верованиях и культах многих храмов.

Он объяснял необходимость именно вегетарианского питания. Сам Он и Его ученики были строгими вегетарианцами.

Пифагор всегда производил на людей неизгладимое впечатление. Движения Его были плавными и спокойными. Речь – неторопливая и наполненная силой. Состояние покоя не покидало Его даже в тех ситуациях, когда Его жизнь или Его дело подвергались опасности. Никакая ситуация не могла вывести Его из состояния гармонии, ибо Он был един с Высшей Гармонией, которая не нарушается проблемами мира преходящего. Его выступления вдохновляли множество людей! Он делал, казалось бы, невозможное, объединяя в одном стройном Учении и высшие духовные истины, и начальные основы, которые были доступными и понятными каждому человеку. Начиналось всё со ступеней обучения нравственной чистоте. Он объяснял законы взаимоотношений человека – с человеком, с природой, с Богом.

Им была создана возможность для развития людей, пребывающих на любых ступенях их роста. Для кого-то это было развитие интеллекта через математические знания и логику, для кого-то – освоение принципов гармонии в музыке, живописи, танце, поэзии…

Он применил нравственные законы и к государственному устройству, подчёркивая значимость этого для воспитания достойных граждан – и влияние Его на политиков и властителей также было огромно… И многое из Им предложенного осуществлялось на практике.

Он посвятил Свою жизнь не утопии: нереальной мечте о прекрасном устройстве общества. Но Он создал в Своей Школе именно реальный образец для нравственной и гармоничной жизни людей. В Школу Пифагора был весьма тщательный отбор учеников. Был долгий испытательный срок: от года до нескольких лет. В течение этого времени кандидаты знакомились с нравственными принципами и общими знаниями об устройстве Мироздания. В публичных, открытых для всех желающих выступлениях – вначале Сам Пифагор, а после и Его ученики подробно говорили об этом.

Затем для кандидатов на следующие ступени обучения проводилось вступительное собеседование: серьёзный экзамен, где проверялось, как ученик усвоил основы… Новым в Школе было и то, что в неё наряду с мужчинами принимались и женщины. Для женщин в те времена возможно было лишь домашнее образование или воспитание при каком-либо храме. Но в Школе Пифагора они имели возможность учиться наравне с мужчинами.

В Школе также не запрещались супружеские союзы между учениками. Грубые сексуальные хотения Пифагор объявлял пороком, но утончённые нежные взаимоотношения любящих друг друга людей называл благословлёнными Богом. Сам Пифагор был женат и имел детей. Его жена и их дети были Его учениками. В Школе существовало разделение обучающихся на группы (или, точнее, последовательные ступени): слушающих и познающих.

Слушающие – это были те, кто впитывали в себя и учились претворять в повседневной жизни и творчестве нравственные правила и мировоззрение пифагорейцев. На этой ступени, в частности, осваивалась внутренняя тишина. Из психоэнергетических упражнений изучались лишь простые практики для умения управлять своей эмоциональной сферой, а также для очищения энергетики тел. Ученики этой ступени осваивали те начальные приёмы, которые раскрывали духовное сердце и позволяли ощутить, почувствовать Свет и Любовь Бога. Многие из этих учеников затем продолжали свою деятельность за пределами стен Школы, привнося новое мировоззрение в жизнь окружающих их людей.

Познающие – это была следующая принципиальная ступень: ступень серьёзной медитативной работы на уровне буддхи-йоги. Таких учеников было намного меньше. Эти знания были уже эзотерическими, т. е., тайными, доступными лишь для достойных их.

Была ещё третья очень малая группа учеников – Сияющие. Так именовали Тех, Кто достигли Слияния с Божественным Сознанием и теперь могли Сами сиять: излучать Божественный Свет, дарить Божественные Знания из Первоисточника. Их было мало. Они помогали Учителю в ведении занятий, создавали новые общины пифагорейского братства.

Душевная чистота нередко вызывает ненависть в тех, кто не хотят преображать себя, чтобы стать лучше. Среди отвергнутых Пифагором кандидатов был человек, который возненавидел Пифагора и впоследствии ожесточил и возглавил тех, кто подожгли здание Школы и убили Пифагора и многих из Его учеников. Это событие заставило оставшихся воплощёнными пифагорейцев стать более осторожными, стремящимися быть незаметными среди посторонних людей. Прямое обучение стало доступным лишь для совсем немногих. Но на протяжении веков свет этих знаний продолжал помогать ищущим. Существуют легенды, что Пифагор не погиб тогда, а спасся. Они происходят оттого, что Пифагор впоследствии являл Свой материализованный Облик Своим оставшимся ученикам – для поддержки: чтобы они не пали духом в тех суровых обстоятельствах.

Знания высших ступеней в Школе не записывались. Или их записывали с помощью тайных символов. Те, кто поднимались на достаточные высоты развития, легко воспринимали наставления и медитации от Учителя без Его телесного присутствия – напрямую от Сознания к сознанию....»

Золотые стихи Пифагора

«Золотые стихи» содержат в себе ту часть эзотерического учения Пифагора, которую он и его последователи признали возможным открыть непосвященным. Лизий, его ученик, после разгрома чернью пифагорейских общин в Великой Греции, принес эти стихи с собою в Элладу, где завещал своим единомышленникам читать их ежедневно утром и вечером. О том, что правило это соблюдалось у пифагорейцев в течение целого ряда веков, мы знаем от Цицерона, Горация, Сенеки, Галиена и других древних писателей. Сохранились они для нас целиком в комментариях Гиероклеса и в отрывках у классиков и Отцов Церкви. Сообразно трем степеням посвящения, стихи эти разделялись на три части: «Приготовление», «Очищение» и «Совершенствование».

Приготовление

Должен бессмертным богам приносить ты законченную жертву;

Веру свою сохранять; чтить память великих героев;

Духам земным воздавать обычное им поклоненье.

Очищение

Мать и отца уважай вместе с родными по крови.

Другом себе избери истинно-мудрого мужа;

Слушай советов его, следуй его ты примеру;

Из-за ничтожных причин с ним никогда ты не ссорься.

Если в твоей это власти, ибо закон непреложный

Тесно связует возможность с необходимостью вместе.

Страсти свои побороть свыше дана тебе сила,

Так обуздай же в себе мощным усилием воли

Алчную жадность, и лень, похоть и гнев безрассудный.

Равно один и при людях, бойся дурного поступка;

Больше всего же стыдиться должен ты сам пред собою.

Будь справедлив и в словах, и в поступках своих неизменно,

Следуя в них непреклонно веленьям ума и закона;

Помни, что рок неизбежный к смерти людей всех приводит,

Помни, что блага земные, как с легкостью людям даются,

Так же легко исчезают. Что же касается горя,

Данного людям Судьбою, – то должен его ты с терпеньем

Кротким сносить, но при этом сколько возможно стараться

Горечь его облегчать: ибо бессмертные боги

Мудрых людей не повергнут свыше их силы страданью.

Много путей существует для хода людских рассуждений;

Много меж ними дурных, много и добрых, но прежде

Нужно в них зорко вглядеться, чтоб выбрать из них настоящий.

Если же в мире возьмет верх заблужденье над правдой,

Мудрый отходит и ждет воцарения истины снова.

Слушай внимательно то, что тебе я скажу, и запомни:

Да не смущают тебя поступки и мысли чужие;

Да не побудят тебя к вредным словам и деяньям.

Слушай советы людей, сам размышляй неустанно,

Ибо безумный лишь может действовать без рассужденья;

Делай лишь то, что потом в горе тебя не повергнет

И не послужит тебе причиной раскаянья злого.

За неизвестное дело ты не дерзай приниматься,

Но научися ему; этим ты счастья достигнешь.

Но изнурять ты не должен тело свое, а стараться

Пищи, питья, упражнений в меру давать ему, дабы

Тело твое укрепилось, не зная излишеств и лени.

В жизни своей соблюдай, сколько возможно, порядок,

Роскошь во всем изгони, ибо она возбуждает

Зависть людей неизбежно. Бойся скупым быть излишне,

Бойся добро расточать, как те, что не знают работы;

Делай лишь то, что тебя ни теперь, ни потом не погубит

И потому обсуждай каждый свой шаг и поступок.

Расцвет греческой цивилизации приходится на период между VI веком до н.э. и серединой II века до н. э.

Развитие знаний у греков не имеет аналогов истории того времени.

Масштабы постижения наук можно представить хотя бы по тому факту, что менее чем за три столетия прошла свой путь греческая математика – от Пифагора до Евклида, греческая астрономия – от Фалеса до Евклида, греческое естествознание – от Анаксимандра до Аристотеля и Феофраста, греческая география – от Геккатея Милетского до Эратосфена и Гиппарха и т. д..

Открытие новых земель, сухопутные или морские странствия, военные походы, перенаселения в благодатные районы–все это нередко мифологизировалось. В поэмах с присущим грекам художественным мастерством мифическое соседствовало с реальным. В них излагались научные познания, сведения о природе вещей, а также географические данные. Впрочем, последние порой бывает трудно идентифицировать с сегодняшними представлениями.

Греки уделяли большое внимание конкретно – географическому познанию Земли. Даже во время военных походов их не покидало желание записать все то, что видели в покоренных странах. В войсках Александра Македонского выделили даже специальных шагомеров, которые подсчитывали пройденные расстояния, составляли описание маршрутов движения и наносили их на карту.

На основе полученных ими данных Дикеарх, ученик знаменитого Аристотеля, составил подробную карту тогдашней по его представлению ойкумены.

Простейшие картографические рисунки были известны еще в первобытном обществе, задолго до появления письменности. Об этом позволяют судить наскальные рисунки.

Архитектура, скульптура, живопись

Ведущими архитектурными сооружениями в Греции классического периода были храмы и театры. В V в. до н.э. возникает планировка городов. Основным архитектурным сооружением оставался храм.

Живопись была широко распространена в древней Греции, но, к сожалению, почти не сохранилась до нашего времени. Определенные представления о греческой живописи дают нам краснофигурные и чернофигурные вазы, дошедшие до нас.

Пифагорейская школа

Пифагор, основатель школы, как и Фалес, много путешествовал и тоже учился у египетских и вавилонских мудрецов. Вернувшись около 530 г. до н. э. в Великую Грецию (район южной Италии), он в городе Кротон основал нечто вроде тайного духовного ордена. Именно он выдвинул тезис «Числа правят миром», и с исключительной энергией занимался его обоснованием. В начале V в. до н. э., после неудачного политического выступления, пифагорейцы были изгнаны из Южной Италии, и союз прекратил свое существование, однако популярность учения от рассеяния только возросла. Пифагорейские школы появились в Афинах, на островах и в греческих колониях, а их математические знания, строго оберегаемые от посторонних, сделались общим достоянием.

Многие достижения, приписываемые Пифагору, вероятно, на самом деле являются заслугой его учеников. Пифагорейцы занимались астрономией, геометрией, арифметикой (теорией чисел), создали теорию музыки. Пифагор первый из европейцев понял значение аксиоматического метода, чётко выделяя базовые предположения (аксиомы, постулаты) и дедуктивно выводимые из них теоремы.

Геометрия пифагорейцев в основном ограничивалась планиметрией (судя по дошедшим до нас позднейшим трудам, очень полно изложенной) и завершалась доказательством «теоремы Пифагора». Хотя изучались и правильные многогранники.

Была построена математическая теория музыки. Зависимость музыкальной гармонии от отношений целых чисел (длин струн) была сильным аргументом пифагорейцев в пользу исконной математической гармонии мира, спустя 2000 лет воспетой Кеплером. Они были уверены, что «элементы чисел являются элементами всех вещей… и что весь мир в целом является гармонией и числом». В основе всех законов природы, полагали пифагорейцы, лежит арифметика, и с её помощью можно проникнуть во все тайны мира. В отличие от геометрии, арифметика у них строилась не на аксиоматической базе, свойства натуральных чисел считались самоочевидными, однако доказательства теорем и здесь проводили неуклонно.

Пифагорейцы немало продвинулись в теории делимости, но чрезмерно увлеклись играми с «треугольными», «квадратными», «совершенными» и т. п. числами, которым, судя по всему, придавали мистическое значение. Видимо, правила построения «пифагоровых троек» были открыты уже тогда; исчерпывающие формулы для них приводятся у Диофанта. Теория наибольших общих делителей и наименьших общих кратных тоже, видимо, пифагорейского происхождения. Вероятно, они же построили общую теорию дробей (понимаемых как отношения (пропорции), так как единица считалась неделимой), научились выполнять с дробями сравнение (приведением к общему знаменателю) и все 4 арифметические операции.

Первой трещиной в пифагорейской модели мира стало ими же полученное доказательство иррациональности, сформулированное геометрически как несоизмеримость диагонали квадрата с его стороной. Невозможность выразить длину отрезка числом ставила под сомнение главный тезис пифагорейства. Даже Аристотель, не разделявший их взгляды, выражал своё изумление по поводу того, что есть вещи, которые «нельзя измерить самою малою мерою».

Положение попытался спасти талантливый пифагореец Теэтет. Он (и позже Евдокс) предложили новое понимание числа, которое теперь формулировались на геометрическом языке, и проблем соизмеримости не возникало. Однако впоследствии выяснилось, что построение числовой алгебры на основе геометрии было стратегической ошибкой пифагорейцев; например, с точки зрения геометрии выражения x2 + x и даже x4 не имели геометрического истолкования, и поэтому не имели смысла. Позднее Декарт поступил наоборот, построив геометрию на основе алгебры, и добился громадного прогресса.

Теэтет разработал также полную теорию делимости и классификацию иррациональностей. Можно предполагать, что деление нацело с остатком и «алгоритм Евклида» для нахождения наибольшего общего делителя тоже впервые появились у пифагорейцев, задолго до «Начал» Евклида. Непрерывные дроби как самостоятельный объект выделили только в Новое время, хотя их неполные частные естественным путём получаются в алгоритме Евклида.

Греческая математика поражает, прежде всего красотой и богатством содержания. Многие учёные Нового времени отмечали, что мотивы своих открытий почерпнули у древних. Зачатки анализа заметны у Архимеда, корни алгебры - у Диофанта, аналитическая геометрия - у Аполлония и т. д. Но главное даже не в этом. Два достижения греческой математики далеко пережили своих творцов.

Первое - греки построили математику как целостную науку с собственной методологией, основанной на чётко сформулированных законах логики.

Второе - они провозгласили, что законы природы постижимы для человеческого разума, и математические модели - ключ к их познанию.

В этих двух отношениях античная математика вполне современна.

ПИФАГОРЕЙСКАЯ ШКОЛА

Важнейшим этапом развития античной философии была пифагорейская школа. С деятельностью этой философской школы связано начало формирования первых университетов в истории человечества. Целью создания школы была социальная миссия, которой Пифагор придавал большое значение - религиозно-нравственная реформа общества. "Пифагор" - не имя, а прозвище, означающее "убеждающий речью". По свидетельству древнегреческого историка философии Диогена Лаэртского, в результате первой же своей речи (лекции), прочитанной в г.Кротон, Пифагор приобрел 2 тыс. учеников, которые и образовали школу. В основу школы были положены законы и правила учителя Пифагора. Школа Пифагора пережила девять поколений. В его школе чередовались занятия гимнастикой и медициной, музыкой и науками (особенно математикой).

ПИФАГОРЕЙСКИЕ УЧЕНИЯ

Учения Пифагорейской школы:

  • 1)учение о числах
  • 2)учение о гармонии
  • 3)учение о вселенной
  • 4)учение о гармонии сфер
  • 5)учение о переселении душ

Учение о числах . Основывая все на представлениях о мере и числе, пифагорейская школа старалась объяснить ими формы предметов и отношения отдельных предметов к первобытному единству бытия. Законы этих отношений она определяла простыми числами, составляющими, по её мнению, сущность всех предметов и форм предметов. Единицу пифагорейцы уподобляли точке, число 2 соответствовало, по их мнению, линии, число 3 плоскости, число 4 соответствовало отдельному предмету.

Они основывали эти выводы на следующих соображениях: «прямая линия имеет своими пределами две точки; простейшая прямолинейная фигура имеет своими границами три линии; простейшее правильное тело имеет своими пределами четыре плоскости; а точка это - неделимая единица». Но не только геометрические фигуры, но и самые предметы представлялись пифагорейцам числами. Все землянистые тела состоят, по их мнению, из частиц, имеющих форму куба; частицы огня имеют форму тетраэдра или пирамиды; частицы воздуха форму восьмигранника, частицы воды форму двадцатигранника, частицы всех других простых тел форму двенадцатигранника. А знание формы было, по учению пифагорейской школы, знанием сущности предмета, определяемой исключительно формою его; потому числа были, по её мнению, не только формой, но и самою сущностью предметов.

Отождествляя материю с формой, принимая числа не за обозначение пропорций между предметами, а за сущность самих предметов, пифагорейская школа приходила к очень странным мыслям. По её учению, все числа более десяти - только повторения первых десяти чисел. Число десять, в котором заключаются все числа и все силы чисел, - число совершенное, «начало и правитель небесной и земной жизни». Подобное ему значение, согласно взглядам пифагорейской школы, имеет число четыре: во-первых, потому, что сумма первых четырех чисел образует совершенное число десять, а во-вторых потому, что число 4 - первое квадратное число; поэтому оно «великое число, источник и корень вечной природы». Единица, из которой произошло число десять - первоначальнейший источник всего существующего. Число семь, занимающее середину между 4 и числом 10 (4 + 3=7; 7 + 3=10), тоже имеет очень большую важность; десять небесных тел движутся по семи кругам.

В понятия о числах пифагорейцы влагали весь физический и весь нравственный мир, отождествляя количественные отношения между предметами с сущностью предметов. Так, например, они говорили, что «справедливость производится перемножением равного на равное, то есть, она - квадратное число, потому что она воздает равным за равное»; и они называли справедливость числом 4, потому что оно первое квадратное число, или числом 9, потому что оно квадрат первого нечетного числа. Число 5, соединение первого мужского (нечетного) числа 3 с первым женским (четным) 2, было в пифагорейской философии сущностью брака; здоровье, по её учению, было число 7; любовь и дружба были число 8; единица была разум, потому что разум неизменен; число 2 было «мнение», потому что оно изменчиво; и т. д.

Учение о гармонии . С учением о числе теснейшим образом соединено в пифагорейской философии учение о гармонии, о переходе противоположности в тождество. Все числа разделяются на четные и нечетные; четные - неограниченны, нечетные - ограниченны. В единице еще нет раздвоения; оно возникает в числе 2; в числе 3 единица сливается с числом 2; потому число 3 - первое примирение противоположностей. Нечетное число, согласно пифагорейской школе, - владычество единства над противоположностями, потому оно лучше, совершеннее четного.

Четное число - раздвоение, не подведенное под границу единства; в нем не примирены противоположности; потому в нем нет совершенства. Всякий отдельный предмет имеет характер несовершенства; а совершенство создаётся подведением противоположных несовершенств под единство. Связью между ними служит гармония, примиряющая противоположности, превращающая разногласие в согласие.

Гармония есть сочетание тонов; тоны тоже числа; но система этих чисел не та, что система чисел поверхностей и тел; она имеет своим основанием не 10, а 8 (октаву). Пифагор нашел, что разница тонов, издаваемых струнами кифары, соответствует точным пропорциям длины струн; что одна и та же струна, натягиваемая разными тяжестями, изменяет тон тоже в точной пропорции с весом их.

Он определил, что основной тон относится к октаве, как 1 к 2, к кварте как 3 к 4, к квинте как 2 к 3. Таким образом, по пифагорейской философии, оказывалось, что число - причина гармонии тонов, что дивная сила музыки - результат таинственного действия чисел.

Учения пифагорейской школы о числах и гармонии сильно повлияли на многих других древнегреческих мыслителей - например, на философию Платона. пифагор античный философия

Учение о вселенной . Подобно ионийским мудрецам, пифагорейская школа старалась объяснить происхождение и устройство вселенной. Благодаря своим усердным занятиям математикой, философы-пифагорейцы составили себе об устройстве мира понятия, более близкие к истине, чем у других древнегреческих астрономов. Понятия их о происхождении вселенной были фантастичны. Пифагорейцы говорили о нем так: в центре вселенной образовался «центральный огонь»; они называли его монадой, «единицею», потому что он - «первое небесное тело».

Он - «мать богов» (небесных тел), Гестия, очаг вселенной, жертвенник вселенной, страж её, жилище Зевса, престол его. Действием этого огня, согласно мнению пифагорейской школы, созданы другие небесные тела; он - центр силы, сохраняющей порядок вселенной. Он притягивал к себе ближайшие части «беспредельного», то есть ближайшие части вещества, находящегося в беспредельном пространстве; постепенно расширяясь, действие этой силы его, вводившей беспредельное в пределы, дало устройство вселенной.

Около центрального огня вращаются, по направлению с запада на восток, десять небесных тел; самое отдаленное из них - сфера неподвижных звезд, которую пифагорейская школа считала одним сплошным целым. Ближайшие к центральному огню небесные тела - это планеты; их пять. Далее их от него расположены, по пифагорейской космогонии, солнце, луна, земля и небесное тело, составляющее противоположность земле, антихтон, «противоземля». Оболочку вселенной составляет «огонь окружности», который надобен был пифагорейцам для того, чтобы окружность вселенной гармонировала с центром её. Центральный огонь пифагорейцев, центр вселенной, составляет основание порядка в ней; он норма всего, связь всего в ней. Земля вращается около центрального огня; форма её шарообразна; жить можно только на верхней половине её окружности. Пифагорейцы полагали, что и она и другие тела движутся по круговым путям.

Солнце и луна, шары, состоящие из вещества, подобного стеклу, получают свет и теплоту от центрального огня и передают земле. Она вращается ближе к нему, чем они, но между ним и нею вращается противоземля, имеющая тот же путь и такой же период своего круговращения, как она; потому-то центральный огонь постоянно закрыт этим телом от земли и не может давать свет и теплоту прямо ей. Когда земля в своем дневном круговращении находится на той же стороне от центрального огня, как солнце, то на земле день, а когда солнце и она на разных сторонах, то на земле ночь.

Путь земли находится в наклонном положении относительно пути солнца; этим правильным своим сведением пифагорейская школа объясняла смену времен года; кроме того, если бы путь солнца не был наклонным относительно пути земли, то земля при каждом своем ежедневном круговращении проходила бы прямо между солнцем и центральным огнем и каждый день производила бы солнечное затмение. Но при наклонности её пути относительно путей солнца и луны, она лишь изредка бывает на прямой линии между центральным огнем и этими телами, и закрывая их своею тенью, производит их затмения.

В пифагорейской философии считалось, что небесные тела подобны земле, и как она, окружены воздухом. На луне есть и растения и животные; они гораздо больше ростом и прекраснее, чем на земле.

Время обращения небесных тел около центрального огня определяется величиною проходимых ими кругов. Земля и противоземля обходят свои круговые пути в сутки, а луне нужно на это 30 дней, солнцу, Венере и Меркурию нужен целый год, и т. д., а звездное небо совершает свой круговой оборот в период, продолжительность которого не определялась пифагорейской школой точно, но составляла тысячи лет, и который назывался «великим годом».

Неизменная правильность этих движений обусловливается действием чисел; потому число - верховный закон устройства вселенной, сила, правящая ею. А пропорциональность чисел - гармония; потому правильное движение небесных тел должно создавать гармонию звуков.

Учения о гармонии сфер . На этом было основано учение пифагорейской философии о гармонии сфер; оно говорило, что «небесные тела своим вращением около центра производят ряд тонов, сочетание которых составляет октаву, гармонию»; но человеческое ухо не слышит этой гармонии, как и человеческий глаз не видит центрального огня. Гармонию сфер слышал только один из всех смертных, Пифагор.

При всей фантастичности своих подробностей, учение пифагорейской школы об устройстве вселенной составляет, по сравнению с понятиями прежних философов, большой астрономический прогресс.

Прежде, суточный ход перемен объясняли движением солнца около земли; пифагорейцы стали объяснять его движением самой земли; от их понятия о характере её суточного круговращения легко было перейти к понятию, что она вращается около своей оси. Надо было только отбросить фантастический элемент, и получалась истина: противоземля оказывалась западным полушарием земного шара, центральный огонь оказывался находящимся в центре земного шара, вращение земли около центрального огня превращалось в круговращение земли около оси.

Учение о переселении душ . По пифагорейской философии, душа соединена с телом и наказание за грехи, погребена в нём, как в темнице. Потому она не должна самовластно освобождаться от него.

Она и любит его, пока соединена с ним, потому что получает впечатления только посредством чувств тела. Освободившись от него, она ведет бестелесную жизнь в лучшем мире. Но в этот лучший мир порядка и гармонии душа, согласно учению пифагорейской школы, вступает лишь в том случае, если она установила в себе гармонию, если сделала себя достойной блаженства добродетелью и чистотою. Негармоничная и нечистая душа не может быть принята в царство света и вечной гармонии, которым правит Аполлон; она должна возвратиться на землю для нового странствования по телам животных и людей.

Итак, пифагорейская школа философии имела понятия, сходные с восточными. Она считала, что земная жизнь - время очищения и подготовки и будущей жизни; нечистые души удлиняют для себя этот период наказания, должны подвергаться возрождениям. Средствами приготовить душу к возвращению в лучший мир служат, согласно пифагорейцам, такие же правила очищения и воздержания, как в индийской, персидской и египетской религиях.

У них, как и у восточных жрецов, необходимыми пособиями дли человека на пути земной жизни были заповеди о том, какие формальности нужно исполнять в разных житейских случаях, какую пищу можно есть, от какой следует воздерживаться. По взглядам пифагорейской школы, человек должен молиться богам в белой льняной одежде, и хоронить его надо тоже в такой одежде. Подобных правил у пифагорейцев было много.

Давая такие заповеди, Пифагор сообразовался с народными верованиями и обычаями. Греческий народ не был чужд религиозной формалистики. Греки имели обряды очищения, и у их простолюдинов было много суеверных правил. Вообще Пифагор и его философская школа не противоречили народной религии так резко, как другие философы. Они только старались очистить народные понятия и говорили о единстве божественной силы.

Аполлон, бог чистого света, дающий миру теплоту и жизнь, бог чистой жизни и вечных гармонии, был единственным богом, которому пифагорейцы молились и приносили свои бескровные жертвы. Они служили ему, одевшись в чистое платье, омыв тело и озаботившись очистить свои помышления; во славу ему пели они свои песни с аккомпанементом музыки и совершали торжественные процессии.

Из пифагорейского царства Аполлона было исключено все нечистое, негармоническое, беспорядочное; человек, который был на земле безнравственным, несправедливым, нечестивым, не получит доступа в это царство; он будет возрождаться в телах разных животных и людей, пока этим процессом очищения достигнет непорочности и гармонии.

Чтобы сократить странствования души по разным телам, пифагорейская философия изобрела священные, таинственные обряды («оргии»), которыми улучшается судьба души по смерти человека, доставляется ей вечное спокойствие в царстве гармонии.

Последователи Пифагора говорили, что он сам был одарен способностью узнавать в новых телах те души, которые знал прежде, и что он помнил все свое прошедшее существование в разных телах.

Пифагорейская община полагала себя эзотерической и замкнутой структурой. С $5$-го века сохранились сочинения Филоллая, в которых он разгласил секреты пифагорейской общины, благодаря чему была возможность судить о личности Пифагора, так как о нём нам очень мало известно.

Пифагор ($570$ – $490$ гг. до н.э)

Пифагор – античный философ, мистик, математик, основатель школы пифагорейцев. Он переехал с Востока на запад и собрал вокруг себя единомышленников по взглядам на политику, религию, науку и педагогику.

Замечание 1

Философия в этот период начинает приобретать научную и педагогическую направленность , которая плотно взаимосвязана с воспитательным аспектом. Античная философия, таким образом, занимает интеллектуальную нишу, чему и поспособствовали Пифагор и его последователи.

В его союзе формируется определённая политическая ориентация – аристократическая - и определённый образ жизни, взгляд на человека, душу, воспитание.

Пифагорейские философы противопоставляли себя школе ионийцев: Фалес, Анаксимен, Анаксагор, Анаксимандр.

Пифагорейцы делили разумных существ на $3$ категории:

  • Человек
  • Существо, подобное Пифагору

Таким образом, это показывает, что его ученики основали своего рода религиозный союз, где боготворили своего основателя. Когда его философия стала общеизвестной, вся Эллада восхищалась им, сообщал Ямвлих.

Он же писал, что всю славу ученики приписывали Пифагору, ему же отдают право на авторство знаменитой теоремы Пифагора : «квадрат гипотенузы прямоугольного треугольника равен сумме квадратов катетов». Соответственно, заслуги Пифагора и его учеников в математике и геометрии бесспорны.

Замечание 2

Есть мнение, что именно Пифагор первым назвал философию собственно философией, любомудрием и назвал своё учение мудростью. Философия – любомудрие и стремление к мудрости.

Пифагорейцы называли философию музыкой и утверждали, что мир образовался по законам гармонии .

Равным образом они приписывали музыке становление нравственности, так как по их мнению всё, что служит для исправления ума близко Богам. Музыка здесь выступала как новое понятие, сродное этхосу (этике).

Этхос – постоянное местоприбывание, место, где человек как у себя дома. Этическое это то, что воспитывает. Музыка воспитывает нрав, этос гармоническим способом, налагая меру на человека.

Свои знания пифагорейцы называли матхэмате .

Матхэмате означает не математику, а вообще знания. В эти знания они включали знания о числах, геометрию, первоосновы акустики музыки.

Пифагорейцы говорят о числе

Это вполне в греческом духе, говорить о мере (мир всегда оформлен мерой ). Это математическо-гармоническое устройство мира.

Учение о Душе

Замечание 3

Помимо этого пифагорейцы сформулировали учение о душе и о её бессмертии, о переселении душ. Таким образом, появляется теория о неуничтожимости души. Тело же – могила души.

Человека как такого с телом отождествлять нельзя. Чтобы понять, что такое человек, нужно схватывать, постигать в нем неизменное, тогда оказывается, что человек это не его тело, а как раз его бессмертная, вечная душа. Эта идея пифагорейцев повлияла на дальнейшую античную проблему осознания души.

Отсюда следствие Сократа – познать самого себя, то есть познать свою душу.

Вслед за Пифагором, Платон полагает, что души бессмертны.

Они творятся богом однажды. После этого они переселяются из одного тела в другое. Находясь в промежутке между этими переселениями, они, как считал Платон, пребывают в мире идей. Об этом он упоминает в своём диалоге «Федр», где в «занебесье «души созерцают идеи в чистом виде. Это третий путь познания, который называется «анамнесисом» - припоминание.

Последние материалы раздела:

Носитель генетической информации Носителями наследственной информации в клетке являются молекулы
Носитель генетической информации Носителями наследственной информации в клетке являются молекулы

Урок по общей биологии. Тема: «ДНК – носитель наследственной информации. Генетический код». Цель урока : закрепить знания о строении ДНК и РНК,...

Что обозначает окончание
Что обозначает окончание

Помимо обычных изменяемых слов в русском языке существуют слова без окончания. Эти слова относятся к неизменяемым частям речи, таким как...

Pet Shop Boys. Факты о песнях. «Как я выучился ненавидеть рок-н-ролл»: за что мы любим Pet Shop Boys Солист группы пет шоп бойс
Pet Shop Boys. Факты о песнях. «Как я выучился ненавидеть рок-н-ролл»: за что мы любим Pet Shop Boys Солист группы пет шоп бойс

Родился 10 Июля 1954 года в Великобритании, пригороде Ньюкасла - север страны. Старшая сестра - Сьюзан. Двое младших братьев - Саймон и Филипп....