Влияние двигательной активности на формирование высших психических функций ребенка. Двигательная активность ребенка — дошкольника Взаимодействие с родителями

В исторически очень короткий срок человек был поставлен в условия, существенно отличающиеся от той экологической ситуации, в которой он находился очень длительное время. По расчетам академика А.И.Берга, за последние 100 лет доля физического труда человека снизилась с 96% до всего лишь 5-6% от объема работы, выполняемой на земле.

Наряду со снижением общего объема двигательной активности человека, главного регулятора гомеостазиса, существенно возросло интеллектуальное и эмоциональное напряжение его деятельности.

Необходимо вместе с тем отметить, что большинство рассуждений о последствиях научно-технической революции для человека и его благосостояния касаются прежде всего борьбы за сохранение окружающей среды и гораздо меньше предложений по охране внутренней среды человека, повышению его внутренних го- меостатических возможностей, поиску адекватных внутренних компенсаций неблагоприятных внешних условий. Согласно информационной теории эмоций эмоции определяются какой-либо актуальной потребностью и возможностью ее удовлетворения, характеризуемой вероятностью достижения цели (П.В.Симонов, 1987, 1997).

Этого же концептуального положения придерживается биологическая теория эмоций П.К.Анохина, построенная на основе представления о целостности физиологической архитектуры такого приспособительного акта, как эмоция. При этом подчеркивалось: «Основным признаком положительного эмоционального состояния является его закрепляющее действие, как бы санкционирующее полезный приспособительный эффект. Такое закрепляющее действие может иметь место лишь в том случае, когда потребность удовлетворена с абсолютно полезным эффектом. Эмоция как бы подтверждает правильность и полноту совершенного акта, его соответствие исходной потребности.

Тем не менее до настоящего времени в науке еще нет единой общепризнанной концепции эмоций, не определены роль и место их в общей структуре личности. Бесспорным остается лишь то, что они неразрывно связаны с потребностями человека и всегда сопровождают их.

Важным для внутреннего состояния человека является психосоциальное равновесие (эмоциональный гомеостаз), существующее между личностью и социальным окружением, которое поддерживается сформировавшимися под влиянием внешних воздействий функциональными системами (П.К.Анохин, 1978). Их уровень устойчивости зависит от многих причин, и в том числе от опыта человека и его генотипа, от качества «акцептора действия» и «обратной афферентации», от текущего состояния гомеостаза и других факторов, не исключая оптимальную двигательную активность.

Поскольку именно реализация потребностей, в том числе и в сфере физической культуры, во многом определяют эмоциональные проявления, важными представляются проблемы их формирования.

Что побуждает человека заниматься активной двигательной деятельностью, какие факторы обусловливают такую ориентацию, каким образом на них можно влиять, - вот круг основных проблемных точек, которые представляют несомненный научный интерес.

Принципиально важным и современным представляется акцент на широкий подход к физической культуре. Подобная методологическая позиция на сегодня

а) - высокое стояние на пальцах сомкнутых ступней, руки — вверху, без зрительного контроля (в секундах) ;

б) - 5 кружений головой против хода часовой стрелки в ритме 2 движения в 1 секунду

убедительнее в сравнении со взглядами, ограничивающими роль и рамки физической культуры только с уровнем выполнения контрольных нормативов по ведущим физическим качествам. Теоретически и практически доказано, что указанное ограничение не позволяет поддерживать здоровье целостного организма. Таким образом, в физическую культуру личности должны входить и индивидуальные знания, интересы, ценностные ориентации, мотивы, потребности в двигательной активности.

В структуре любой деятельности ценностные ориентации тесно связаны с эмоциональными, познавательными, волевыми ее сторонами и образуют содержательную сторону направленности личности, выражают внутреннюю основу отношения индивида к деятельности.

В свою очередь на становление ценностных ориентаций личности в области физической культуры влияют знания, потребности, установки, эмоции, стимулирование.

Мотивы деятельности возникают и формируются на основе потребностей, являясь формой их осознания или субъективного отражения.

Под потребностями чаще всего понимают такое состояние личности, которое выражается в ее готовности к свободной реализации сущностных сил в каком-либо виде деятельности. Движущей силой в реализации потребностей выступает внутренняя убежденность и сознательная воля - то, что лежит в основе ценностного мотивационного отношения личности к тому или иному явлению.

Направленное формирование потребности в физкультурно- спортивной деятельности и дальнейшее ее удовлетворение - две стороны взаимосвязанного процесса, который изучен далеко не достаточно.

Формирование потребностей в физкультурно-спортивной деятельности необходимо рассматривать как процесс, с одной стороны, сознательных и непрерывных педагогических воздействий, с другой - влияния окружения. В результате обеспечивается положительный сдвиг в ценностных ориентаци- ях, мотивационных установках, что способствует повышению физкультурно-спортивной активности.

Показателями сформированности потребности следует считать такой уровень их самосознания, который активно направляет практическую деятельность на достижение необходимого результата.

Таким образом, в основе физкультурно-спортивной активности лежит система потребностей, оформленная в сознании через ценностные ориентации, мотивы и интересы. Развертывание физкультурно-спортивной деятельности опосредуется ее личным для человека смыслом и зависит от уровня его самосознания.?
Следует выделить методологическое правило о том, что все эмоционально-методологические программы в ходе физических упражнений должны быть доступны для реализации, в связи с чем содержание мотивационного материала требует соответству
ющей согласованности с педагогической точки зрения.

О мотивации эмоциональной окраски физических упражнений и об эмоциональной эффективности физических нагрузок следует говорить как о едином методологическом процессе.

Названное единство эмоционально-методологических категорий углубляется и расшифровывается в возрастной дифференциации применяемых средств и методов.

В общих чертах возрастная дифференциация мотивацион- ности оздоровительных эмоциональных влияний имеет ряд гра- дуационных особенностей. Эмоционально-оздоровительная направленность двигательной активности в дошкольный период может рассматриваться как «зародышевая», реализуемая через правильно организованный процесс физического совершенствования. Школьный период выделяется в качестве решающей системы эмоционально-оздоровительной направленности двигательной активности детей на этапе многолетнего обучения в школе. Недостаточность искомой мотивационности в рамках эмоционально-двигательной проблемы приводит к дефициту моторики детей школьного периода с яркой выраженностью гипокинезии и гиподинамии. Вместе с тем период школьного обучения представляет собой благоприятный этап формирования нужных качеств моторного совершенствования благодаря возможному расширенному развитию мотивационности эмоционально-оздоровительной направленности физических упражнений, переносимой в повседневный быт. Вузовский период благоприятен для развития самостоятельных программ целостного физического совершенствования будущих молодых специалистов.

Возрастной период зрелости человека отличается большим диапазоном различий в мотивации теории и практики физического совершенствования. Возникает проблема необходимости повышения знаний зрелого человека о двигательном адаптационном алгоритме.

Период преклонных лет представляет собой весьма сложную социальную категорию населения, которой должны быть созданы необходимые условия для мотивации и реализации адекватной возрастной системы физической культуры. Успешность физической подготовки лиц преклонного возраста во многом зависит от возможностей семейной физической культуры. Высокий цивилизацион- ный уровень семейной физической культуры открывает значительные перспективы для возрастной дифференциации средств физического совершенствования.

Касаясь методологии эмоционального стимулирования оздоровительного эффекта физических упражнений, нужно сказать, что это требует большого педагогического мастерства, а также творческого развития методологического подхода с учетом ситуационной специфики.

Методологическая дифференциация по проблеме может составить обширный раздел знаний по эмоциональной стимуляции здоровья человека в системе физического совершенствования.

Эмоциональные проявления имеют большое значение в деятельности ребенка дошкольного возраста и в его поведении. От них зависит адекватность выстраивания личностью своего взаимодействия с окружающим пространством. А от того, насколько полноценно сформированы эмоциональные механизмы зависит и развитие самой личности.

Эмоциональные проявления мы можем наблюдать в речи и мимике, позе и движениях; они влияют на избирательность действия и поступков человека в отношении других людей.

Сведения, необходимые для удовлетворения той или иной потребности, являются причинами появления эмоций, а если точнее, то их избыток или недостаток. Сила потребности и величина дефицита информации обуславливают степень эмоционального напряжения, и ребенок дошкольного возраста в привычной для себя ситуации выстраивает свое поведение на основе своего прошлого опыта действования в подобных событиях.

Эмоциональные проявления зависят от гендерной принадлежности ребенка. У мальчиков и девочек эмоциональные проявления различны и наблюдаются эти различия уже с трехлетнего возраста (В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман). Мальчиков в большей степени интересует техническая сторона окружающей действительности, подвижные игры, игры военной тематики и в супергероев. В деятельности мальчики предпочитают соревновательность и соперничество, стремление к победе и боязнь поражения.

Девочки для игр объединяются в небольшие группы, проявляют заботу друг о друге. Иры девочек спокойнее и тише, в них больше эстетики и связи с природой, они отличаются эстетическим оформлением.

Реакции на эмоциональные факторы у мальчиков и девочек тоже различны. Мальчиков отличает яркость и избирательность, однако констатируется кратковременность эмоционального реагирования. Девочки в эмоционально насыщенной деятельности демонстрируют резкое нарастание общей активности, повышение эмоционального тонуса коры головного мозга. То есть проявляется как бы готовность мозга ответить на возможную неприятность: все структуры мозга готовы в любую секунду отреагировать на воздействие, пришедшее с любой стороны.

Эмоциональное напряжение у мальчиков обычно снижается достаточно быстро и они переключаются на продуктивную деятельность без каких-либо переживаний.

Особое значение на физкультурных занятиях имеют невербальные средства выражения эмоций, которые тесно связаны с выразительностью мимики и жестов. При этом ребенку необходимо сочетать и координировать двигательные действия с переживаемыми им чувствами. Формирование невербальных средств выражения эмоций происходит в следующей последовательности:

— проявляя эмоции различного вида, ребенок управляет мышцами неосознанно;

— двигательные действия начинают идентифицироваться со словами и ощущениями;

— ребенок начинает понимать способы использования движений и мимики для выражения эмоций и применяет их осознанно.

В процессе обучения детей двигательным действиям можно наблюдать как изменяется их эмоциональное состояние, их эмоциональные проявления. В самом начале обучения ребенок испытывает неуверенность в себе, пытается у взрослого найти поддержку своим действиям, а иной раз даже избегает выполнения физических упражнений. Ребенок демонстрирует пассивно-оборонительную реакцию, которая вызывается страхом, а эмоциональные проявления при этом играют защитную роль.

Физическое состояние ребенка оказывается под влиянием эмоционального: наблюдается повышенный тонус мышц и малая амплитуда движений. Реакция ребенка на слова зачастую неадекватна, а эффективность усвоения двигательного материала достигается при физической помощи со стороны педагога в виде страховки.

Дальнейшее обучение способствует получению ребенком информации о технике двигательного действия и его многократному повторению, в результате чего выравнивается эмоциональное состояние ребенка. Он начинает опираться на имеющийся у него двигательный опыт, его реакция на расширенный диапазон внешних сигналов улучшается, следовательно, для обучения целесообразным становится использование более разнообразных средств обучения.

Выделенные особенности позволяют говорить о том, что на занятиях физическими упражнениями важно обеспечивать детям устойчивое положительное эмоциональное состояние, так как оно способствует максимальной активности воспитанников. Развитие эмоционально-двигательной сферы детей является первичным и способствует развитию интеллектуальной и волевой сфер личности. Задача педагога заключается в том, чтобы направлять развитие эмоциональной внешней выразительности у детей и регулировать данный процесс согласно теории выразительности движений. Выразительные движения рассматриваются как «внешняя форма существования или проявления эмоций вовне через мимику, пантомимику, жестикуляцию, интонацию» (С.О. Филиппова, Г.Г. Лукина). Таким образом, развитие эмоциональной внешней выразительности позволяет опосредованно влиять на внутренние эмоциональные механизмы ребенка.

  • Глава 5. Развитие познавательных процессов и деятельности в дошкольном возрасте Краткое содержание
  • Предметная деятельность и игра
  • Восприятие, внимание и память дошкольника
  • Воображение, мышление и речь
  • Темы и вопросы для обсуждения на семинарах
  • Глава 6. Умственное и поведенческое развитие младшего школьника Краткое содержание
  • Начального этапа обучения
  • Умственное развитие младшего школьника
  • Темы и вопросы для обсуждения на семинарах
  • Глава 7. Интеллектуальное развитие в подростковом и юношеском возрасте Краткое содержание
  • Совершенствование психических процессов
  • Развитие общих и специальных способностей
  • Развитие мышления
  • Темы и вопросы для обсуждения на семинарах
  • Глава 8. Общая характеристика условий и теорий личностного развития ребенка Краткое содержание
  • Темы и вопросы для обсуждения на семинарах
  • Темы для самостоятельной исследовательской работы
  • Литература
  • Глава 9. Формирование личности ребенка до трехлетнего возраста Краткое содержание
  • Личностные новообразования младенчества
  • Речь и становление личности
  • Основные достижения в психическом развитии ребенка от рождения до трех лет Сферы развития
  • Темы и вопросы для обсуждения на семинарах
  • Глава 10. Развитие личности в дошкольном возрасте Краткое содержание
  • Усвоение нравственных норм
  • Эмоционально-мотивационная регуляция поведения
  • Темы и вопросы для обсуждения на семинарах
  • Глава 11. Формирование личности в младшем школьном возрасте Краткое содержание
  • Развитие мотивации достижения успехов
  • Усвоение правил и норм общения
  • Темы и вопросы для обсуждения на семинарах
  • Тема 1. Развитие мотивации достижения успехов
  • Тема 2. Становление самостоятельности и трудолюбия
  • Тема 3. Усвоение правил и норм общения
  • Тема 4. Интегральная характеристика психологии ребенка младшего школьного возраста.
  • Темы для рефератов
  • Литература
  • Глава 12. Личность подростка Краткое содержание
  • Формирование волевых качеств
  • Развитие деловых качеств личности
  • Достижения психического развития подростков
  • Темы и вопросы для обсуждения на семинарах
  • Глава 13. Становление личности в ранней юности Краткое содержание
  • Формирование и развитие морали
  • Становление мировоззрения
  • Нравственное самоопределение
  • Основные черты психологии старшего школьника
  • Темы и вопросы для обсуждения на семинарах
  • Глава 14. Возрастное развитие межличностных отношений Краткое содержание
  • Взаимоотношения подростков
  • Отношения с людьми в ранней юности
  • Темы и вопросы для обсуждения на семинарах
  • Тема 1. Взаимоотношения младенцев и детей раннего возраста с окружающими людьми
  • Тема 2. Межличностные отношения в дошкольном детстве и в младшем школьном возрасте
  • Тема 4. Отношения с людьми в ранней юности
  • Часть II.
  • Предмет психологии воспитания и обучения
  • Проблемы педагогической психологии
  • Методы педагогической психологии
  • Темы и вопросы для обсуждения на семинарах
  • Теория учебной деятельности
  • Индивидуальные различия и параметры, по которым можно оценивать сформированность учебной деятельности у учащихся
  • Соотношение научения и развития
  • Современные концепции научения
  • Темы и вопросы для обсуждения на семинарах
  • Тема 1. Виды, условия и механизмы научения. Факторы, определяющие успешность научения
  • Тема 2. Соотношение научения и развития
  • Тема 3. Теория учебной деятельности
  • Темы для рефератов
  • Темы для самостоятельной исследовательской работы
  • Литература
  • Глава 17. Научение детей в младенческом и раннем возрасте Краткое содержание
  • Начальный этап научения
  • Сочетание разных форм научения
  • Особенности научения детей младенческого возраста
  • Научение в раннем возрасте
  • Темы и вопросы для обсуждения на семинарах
  • Темы для рефератов
  • Глава 18. Психологические основы обучения дошкольников Краткое содержание
  • Совершенствование восприятия, памяти и мышления
  • Обучение речи, чтению и письму
  • Подготовка к учению в школе
  • Темы и вопросы для обсуждения на семинарах
  • Тема 1.Совершенствование восприятия, памяти и мышления
  • Тема 2. Обучение речи, чтению и письму
  • Тема 3. Подготовка к учению в школе
  • Глава 19. Обучение в младшем школьном возрасте Краткое содержание
  • Обучение младших школьников в домашних условиях
  • Темы и вопросы для обсуждения на семинарах
  • Глава 20 учение и научение в средних и старших классах школы Краткое содержание
  • Становление теоретического интеллекта
  • Совершенствование практического мышления
  • Профессионализация трудовых умений и навыков
  • Развитие общих и специальных способностей
  • Темы и вопросы для обсуждения на семинарах
  • Р а з д е л 5.
  • Цели воспитания
  • Средства и методы воспитания
  • Тема 1. Цели воспитания
  • Глава 22. Социально-психологические аспекты воспитания Краткое содержание
  • Общение и воспитание
  • Коллектив и развитие личности
  • Семья и воспитание
  • Темы и вопросы для обсуждения на семинарах
  • Тема 1. Общение и его роль в воспитании.
  • Тема 2. Коллектив и развитие личности
  • Тема 3. Семья и воспитание
  • Темы для рефератов
  • Темы для самостоятельной исследовательской работы
  • Глава 23. Воспитание в младенческом и раннем возрасте Краткое содержание
  • Первые шаги в воспитании
  • Нравственное воспитание детей в первые годы жизни
  • Темы и вопросы для обсуждения на семинарах
  • Становление характера ребенка
  • Воспитание в домашнем труде
  • Воспитание в играх
  • Воспитание в учении
  • Темы и вопросы для обсуждения на семинарах
  • Глава 25 воспитание подростков и юношей Краткое содержание
  • Воспитание старшеклассников в школе
  • Воспитание в общении со сверстниками и взрослыми
  • Самовоспитание подростков и юношей
  • Темы и вопросы для обсуждения на семинарах
  • Глава 26 психология педагогической оценки Краткое содержание
  • Условия эффективности педагогической оценки
  • Темы и вопросы для обсуждения на семинарах
  • Тема 1. Психологические средства стимулирования обучения и воспитания детей
  • Тема 2. Педагогическая оценка как средство стимулирования
  • Тема 3. Условия эффективности педагогической оценки
  • Темы для рефератов
  • Темы и вопросы для обсуждения на семинарах
  • Глава 28. Психологическая служба в системе образования Краткое содержание
  • Задачи, структура
  • Этический кодекс практического психолога
  • Темы и вопросы для обсуждения на семинарах
  • Часть III.
  • Место педагога в современном обществе
  • Общие и специальные способности педагога
  • Индивидуальный стиль деятельности педагога
  • Темы и вопросы для обсуждения на семинарах
  • Глава 30. Самосовершенствование педагогической деятельности Краткое содержание
  • Психология педагогической саморегуляции
  • Аутотренинг в работе педагога
  • Тема 1. Организация психологического самообразования педагога
  • Тема 2. Психологические основы педагогической саморегуляции
  • Тема 3. Психокоррекция в деятельности педагога
  • Темы для рефератов
  • Темы для самостоятельной исследовательской работы
  • Раздел 7.
  • Обучение детей общению и взаимодействию с людьми
  • Развитие личности в детских группах и коллективах
  • Темы и вопросы для обсуждения на семинарах
  • Тема I. Обучение детей умениям и навыкам общения
  • Тема 3. Организация деятельности детских групп и коллективов
  • Глава 32. Руководство педагогическим коллективом Краткое содержание
  • Стиль и методы руководства. Коллективом
  • Организация работы коллектива
  • Темы и вопросы для обсуждения на семинарах
  • Словарь основных психологических понятий
  • Оглавление
  • Двигательная активность ребенка

    Моторика младенца с рождения имеет довольно сложную организацию. Она включает в себя множество механизмов, предназначенных для регуляции позы. У новорожденного нередко проявляется повышенная двигательная активность конечностей, которая имеет положительное значение для формирования в будущем сложных комплексов координированных движений.

    Развитие движений ребенка в течение первого года жизни идет очень быстрыми темпами, причем прогресс, достигаемый в этом отношении за двенадцать месяцев, поразителен. Из практически беспомощного существа, располагающего ограниченным набором элементарных общих врожденных движений рук, ног и головы, ребенок превращается в маленького человека, не только легко стоящего на двух ногах, но относительно свободно и самостоятельно передвигающегося в Пространстве, способного одновременно с движениями ног выполнять сложные манипулятивные движения руками, освобожденными от, локомоции (функции обеспечения передвижения в пространстве)\и предназначенными для исследования окружающего мира.

    В младенческом возрасте быстро формируются двигательные навыки детей, особенно сложные, сенсорно скоординированные движения рук и ног. Эти движения в дальнейшем играют весьма существенную роль в становлении познавательных и интеллектуальных способностей ребенка. Благодаря движениям рук и ног ребенок получает значительную часть информации о мире, на движениях Рук и ног учится видеть по-человечески глаз. Сложные ручные движения входят в первичные формы мышления и становятся его неотъемлемой частью, обеспечивая совершенствование интеллектуальной деятельности человека.

    Большая импульсивная активность рук ребенка наблюдается Уже в первые недели его жизни. Эта активность включает размахивание руками, хватание, движения кисти. В 3-4 месяца ребенок начинает тянуться рукой за предметами, сидит с поддержкой. В 5 месяцев он уже захватывает неподвижные предметы рукой. " 6 месяцев ребенок сидит на стуле с поддержкой и может хватать движущиеся, качающиеся предметы. В 7 месяцев он сидит без поддержки, а в 8 садится без посторонней помощи. В возрасте около 9 месяцев младенец стоит с поддержкой, ползает на животе, а в 10 сидит с поддержкой и ползает, опираясь на руки и колени. В 11 месяцев ребенок уже стоит без поддержки, в 12-ходит, держась за руку взрослого, а в 13-ходит самостоятельно. Таков поразительный прогресс двигательной активности в течение одного года с момента рождения ребенка. Заметим, что при специальном обучении дети могут овладевать соответствующими двигательными навыками гораздо раньше, чем обычно.

    Все предметы ребенком примерно до семимесячного возраста захватываются почти одинаково. После семи месяцев можно наблюдать, как движения рук, и в частности кисти ребенка, постепенно начинают приноравливаться к особенностям захватываемого предмета, т. е. приобретают предметный характер. Вначале такое приспособление наблюдается в момент непосредственного контакта руки с предметом, а после 10 месяцев приспособление руки и кисти осуществляется заранее, еще до касания предмета, только на основе его зрительно воспринимаемого образа. Это свидетельствует о том, что образ предмета начал активно управлять движениями рук и регулировать их, т. е. о том, что у ребенка возникла сенсомоторная координация.

    Согласованные действия рук и глаз начинают появляться у ребенка довольно рано, задолго до того момента, когда возникает четкая сенсомоторная координация. Ребенок схватывает в первую очередь те предметы, которые попадаются ему на глаза, и это отмечается уже на втором-третьем месяце жизни. На следующем этапе, относящемся к возрасту от 4 до 8 месяцев, система скоординированных зрительно-моторных движений усложняется. В ней выделяется фаза предварительного слежения за объектом до того, как он будет схвачен. Кроме того, ребенок начинает зрительно и двигательно предвосхищать траекторию перемещения предметов в пространстве, т. е. прогнозировать их движение.

    Одним из первых младенец усваивает хватание и удерживание предметов в руке, пытаясь приблизить их ко рту. Возможно, что в этом своеобразном действии проявляется атавизм, связанный с тем, что у многих животных основным органом манипулирования и исследования окружающего мира были челюсти.

    Сначала ребенок схватывает случайно оказавшиеся под рукой предметы, которые она встречает на пути своего естественного следования. Затем движения руки становятся более целенаправленными и управляемыми образом зрительно воспринимаемого предмета, находящегося на некотором расстоянии от ребенка. Младенец ловит его, манипулирует им, обращая внимание на свойства этого предмета. Наиболее яркие и привлекательные свойства предметов он начинает воспроизводить при помощи повторных движений. Например, он трясет погремушку для того, чтобы воспроизвести издаваемый ею звук; бросает предмет на пол с целью проследить траекторию его падения; стучит одним предметом о другой, чтобы еще раз услышать характерный звук. В этом возрасте ребенок, по-видимому, уже начинает понимать, что воспроизведение движений способно еще раз воссоздать желательный результат. Здесь мы, вероятно, имеем дело с началом формирования произвольных движений, и все это относится к первому полугодию жизни.

    На втором полугодии дети начинают подражать движениям взрослых, повторять их и тем самым оказываются практически подготовленными к началу научения путем подражания (викарное научение). Ранее сформировавшиеся движения глаз играют ориентировочно-исследовательскую роль в совершенствовании сложных ручных движений. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Глаз как бы «обучает» руку, а с помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации. Зрение и движения рук становятся далее основным источником познания ребенком окружающей действительности.

    К концу младенческого возраста у ребенка возникает особая форма движения, служащая средством направления внимания взрослого человека и управления его поведением с целью удовлетворения актуальных" потребностей ребенка. Это в первую очередь указательный жест, адресованный взрослому, сопровождающийся соответствующей мимикой и пантомимикой. Ребенок указывает взрослому рукой на то, что его интересует, рассчитывая на помощь взрослого.

    ВОСПРИЯТИЕ И ПАМЯТЬ У МЛАДЕНЦЕВ

    Из всех органов чувств главнейшее значение для человека имеет зрение. Оно первым начинает активно развиваться в самом начале жизни. Уже у месячного ребенка можно зафиксировать следящие движения глаз. Сначала такие движения осуществляются в основном в горизонтальной плоскости, потом появляется слежение по вертикали и, наконец, к двухмесячному возрасту отмечаются элементарные криволинейные, например круговые, движения глаз. Зрительное сосредоточение, т. е. способность фиксировать взор на предмете, появляется на втором месяце жизни. К концу его ребенок может самостоятельно переводить взгляд с одного предмета на другой.

    Младенцы первых двух месяцев жизни большую часть времени бодрствования занимаются рассматриванием окружающих предметов, особенно тогда, когда они накормлены и находятся в спокойном состоянии. Вместе с тем зрение, по-видимому, является чувством, наименее развитым при рождении (имеется в виду тот уровень развития, которого зрение может достичь у взрослого человека). Хотя новорожденные в состоянии следить глазами за движущиеся объектами, однако вплоть до 2-4-месячного возраста их зрение является относительно слабым.

    Достаточно хороший уровень развития движений глаз можно отметить у ребенка примерно к трехмесячному возрасту. Процесс формирования и развития этих движений не полностью предопределен генетически, его скорость и качество зависят от создания соответствующей внешней стимулирующей среды. Глазные движения детей развиваются быстрее и становятся более совершенными при наличии в поле зрения ярких, привлекательных предметов, а также людей, совершающих разнообразные движения, за которыми может наблюдать ребенок.

    Примерно со второго месяца жизни у ребенка отмечается способность к различению простейших цветов, а на третьем-четвертом месяцах - формы предметов. В две недели у младенца, вероятно, уже сформировался единый образ лица и голоса матери. Опыты, проведенные учеными, показали, что младенец проявляет очевидное беспокойство в том случае, если перед его взором появляется мать и начинает говорить «не своим» голосом или когда чужой, незнакомый человек вдруг «заговаривает» голосом матери (такая экспериментальная ситуация с помощью технических средств искусственно создавалась в ряде экспериментов с детьми младенческого возраста).

    На втором месяце жизни младенец особым образом реагирует на людей, выделяя и отличая их от окружающих предметов. Его реакции на человека являются специфическими и почти всегда ярко эмоционально окрашенными. На улыбку матери в возрасте около 2-3 месяцев младенец реагирует также улыбкой и общей активизацией движений. Это называется комплексом оживления. Было бы неправильно "связывать возникновение у ребенка комплекса оживления со зрительным восприятием хорошо знакомых лиц. Многие слепые с рождения дети также начинают улыбаться примерно в двух-трехмесячном возрасте, услышав только голос своей матери. Установлено, что интенсивное эмоциональное общение взрослого с ребенком способствует, а редкое и бездушное препятствует развитию комплекса оживления и может привести к общей задержке психологического развития ребенка.

    Улыбка на лице ребенка возникает и поддерживается не сама собой. Ее появлению и сохранению способствует ласковое обращение матери с ребенком или заменяющего ее взрослого человека. Для этого выражение лица взрослого должно быть добрым, радостным, а его голос приятным и эмоциональным.

    Первые элементы комплекса оживления появляются на втором месяце жизни. Это - замирание, сосредоточение, улыбка, гуление, причем все они вначале возникают как реакции на обращение взрослого к ребенку. На третьем месяце жизни эти элементы объединяются в систему и появляются одновременно. Каждый из них выступает как специфическая реакция на соответствующие воздействия взрослого и служит цели активизации общения ребенка со взрослым. На заключительном этапе его развития комплекс оживления демонстрируется ребенком всякий раз, когда у ребенка появляется потребность общения со взрослым.

    К трех-четырехмесячному возрасту дети своим поведением отчетливо показывают, что они предпочитают видеть, слышать и общаться лишь со знакомыми людьми, как правило, с членами семьи. В возрасте около восьми месяцев ребенок проявляет состояние видимого беспокойства, когда в поле его зрения оказывается лицо незнакомого человека или когда он сам попадает в незнакомую обстановку, даже если в этот момент времени рядом с ним находится родная мать. Боязнь чужих людей и незнакомого окружения довольно быстро прогрессирует, начиная с восьмимесячного возраста и до конца первого года жизни. Вместе с ней растет и стремление ребенка постоянно находиться рядом со знакомым человеком, чаще всего с матерью, и не допускать долгой разлуки с ним. Наивысшего своего уровня эта тенденция возникновения страха перед чужими людьми и боязни незнакомой обстановки достигает примерно к 14- 18 месяцам жизни, а затем постепенно уменьшается. В ней, видимо, проявляется инстинкт самосохранения в тот особо опасный для ребенка период жизни, когда его движения неуправляемы, а защитные реакции слабы.

    Рассмотрим некоторые данные, которые характеризуют развитие восприятия предметов и памяти у детей в младенческом возрасте. Замечено, что такое свойство восприятия, как предметность, т. е, отнесенность ощущений и образов к предметам окружающей действительности, возникает к началу раннего возраста, около одного года. Вскоре после рождения ребенок способен различать тембр, громкость и высоту Звуков. Способность запоминать и хранить образы в памяти в своих первичных формах также складывается у младенца в течение первого года жизни. До 3-4-месячного возраста ребенок, по-видимому в состоянии хранить образ воспринятого предмета не более одной секунды. После 3-4 месяцев время сохранения образа увеличивается, ребенок приобретает способность узнавать лицо и голос матери в любое время дня. В 8-12 месяцев он выделяет предметы в зрительном поле, причем узнает их не только в целом, но и по отдельным частям. В это время начинается активный поиск предметов, внезапно исчезнувших из поля зрения, что свидетельствует о том, что ребенок сохраняет образ предмета в Долговременной памяти, надолго выделяет его из ситуации и соотносит с ней, т. е. фиксирует объективные связи, существующие между предметами.

    Специфика ассоциативной памяти, которая уже есть у детей младенческого возраста, состоит в том, что довольно рано они оказываются способными к созданию и сохранению временных связей между сочетаемыми раздражителями. Позднее, примерно к полутора годам, формируется долговременная память, рассчитанная на длительное хранение информации. Ребенок второго года жизни Узнает знакомые предметы и людей через несколько недель, а на третьем году жизни даже через несколько месяцев.

    А.В.Запорожец, известный отечественный исследователь деткой психологии, описал процесс познавательного развития младенца следующим образом. Формирование хватательных движений у ребенка, начинающееся примерно с третьего месяца жизни, оказывает существенное влияние на развитие у него восприятия формы и величины предметов. Дальнейший прогресс в восприятии глубины у детей напрямую связан с практикой передвижения ребенка в пространстве и с действиями освобожденной от локомоторных функций руки. Сенсорные процессы, включаясь в обслуживание практических действий по манипулированию предметами, перестраиваются на их основе и сами приобретают характер ориентировочно-исследовательских перцептивных действий. Это происходит на третьем и четвертом месяцах жизни.

    При изучении зрительного восприятия детей установлено, что стимулы, близко расположенные друг к другу в пространстве, объединяются ими в комплексы гораздо чаще, чем удаленные друг от друга. Это порождает типичные ошибки, которые совершают дети младенческого возраста. Ребенок может, например, схватить башню из кубиков за самый верхний кубик и очень удивиться, обнаружив, что только один кубик, а не вся башня в целом, оказался у него в руке. Ребенок этого возраста может также делать многочисленные,и усердные попытки «взять» цветок с платья матери, не понимая.того, что этот цветок составляет часть плоского рисунка. Замечено, что при восприятии предметов дети вначале ориентируются на их форму, а затем на их величину и только позднее- на цвет. Последнее происходит в возрасте около 2 лет.

    Младенцам годовалого или близкого к этому возраста присущ отчетливо выраженный познавательный интерес к окружающему миру и развитая познавательная активность. Они способны сосредоточивать свое внимание на деталях рассматриваемых изображений, выделяя в них контуры, контрасты, простые формы, переходя от горизонтальных к вертикальным элементам рисунка. Младенцы проявляют повышенный интерес к цветам, у них весьма выражена ориентировочно-исследовательская реакция на все новое и необычное. Младенцы оживляются, воспринимая явления, отличные от тех, с которыми они уже встречались раньше.

    Существует гипотеза, предложенная Ж. Пиаже, что у младенцев уже существует прототип схемы в форме элементарной способности упорядоченного отражения действительности в виде общих свойств, присущих ряду сходных, но не идентичных явлений. Об этом говорит тот факт, что многие годовалые дети различают группы предметов, объединенных по общим признакам: мебель, животных, еду, в том числе по изображениям.

    Если на первом полугодии жизни ребенок обнаруживает способность узнавать предметы, то в течение второго полугодия жизни он демонстрирует возможность восстановления образа предмета по памяти. Простой и эффективный способ оценить умение ребенка воспроизводить образ заключается в том, чтобы спросить его, где находится известный ему предмет. Ребенок, как правило, начинает активно искать этот предмет поворотами глаз, головы, туловища. Выраженность этой способности от первого полугодия жизни к полутора годам постепенно возрастает. К концу этого срока время сохранения образа в памяти после того, как предмет был впервые увиден и спрятан, увеличивается до 10 сек.

    Суммируя данные о сенсорном развитии детей первого года жизни, Ж. Пиаже выстроил следующую последовательность его стадий:

    1. Стадия развития структур взаимодействия ребенка с неживыми предметами. Он включает в себя:

    А. Стадию операционной консолидации (I -4 месяца). Ребенок при помощи простых движений глаз или рук пытается восстановить перцептивную или эмоциональную ситуацию, которая для него представляет интерес в познавательном или в эмоциональном плане. В каждом таком случае ребенок своими движениями стремится восстановить прежние ощущения (например, движение глаз в сторону привлекательного объекта или движение руки ко рту).

    Б. Стадию операционной координации (4-8 месяцев). Пример:

    движение чашки весов, увидев которое ребенок затем старается воспроизвести. Вообще, заметив интересное движение чего-либо, младенец почти моментально схватывает его, воспроизводит, наблюдая с большим любопытством за реакцией. В данном случае помимо движения, произведенного самим ребенком, возникает реакция слежения за этим движением.

    В. Бифокальная координация (8-12 месяцев). Произвольное повторение одного и того же движения с разными частями объекта (нажатие левой чаши весов после того, как произведено движение правой). Если перед 4-8-месячным ребенком поставить барьер на пути следования к привлекательной для него цели, то ребенок не предпримет никаких попыток его устранить. 8-12-месячный ребенок убирает барьер довольно легко. Это значит, что он усматривает связь между двумя объектами: барьером и целью, предвидит результат действия с первым из объектов - барьером - как средство достижения второго - цели.

    Г. Типичный пример - опыты В. Келера с использованием орудий. Здесь проявляется способность совершать движения с объектами - средствами (орудиями) в любую сторону, независимо от тех ручных движений, которые необходимы для непосредственного достижения цели.

    Аналогичные подстадии можно выделить в развитии движений органа зрения, а также движений, связанных с едой и питьем, социальным взаимодействием и речью. Параллельно у детей формируются структуры, относящиеся к взаимодействию с людьми, особенно способы невербального общения ребенка со взрослым, который ухаживает за ним. Выделим аналогичные стадии в этом процессе.

    2.Стадии развития структур взаимодействия ребенка с окружающими людьми. Они содержат:

    А. Операционную консолидацию (1-4 месяца). К концу этой стадии ребенок замечает отклонения от привычного для него поведения матери и предпринимает усилия, направленные на то, чтобы вызвать с ее стороны привычную реакцию. Если это не получается то ребенок отворачивается и начинает заниматься чем-то другим. Данное поведение свидетельствует о том, что у ребенка начали складываться первичные намерения.

    Б. Операционная координация (4-8 месяцев). Ребенок совершает намеренные действия для того, чтобы с их помощью привлечь внимание матери или другого взрослого человека (тянет мать за волосы, трясет игрушкой, протягивает руки к матери и т. п.). Те действия, которые вначале преследовали определенную цель, теперь начинают играть роль сигналов, стимулов, преднамеренно вводимых в процесс общения и направленных на другого человека.

    В. Бифокальная операционная координация (8-12 месяцев). Здесь структуры взаимодействия с неживыми объектами координируются со структурами взаимодействия с людьми (игра с матерью в какие-либо игрушки). Внимание ребенка одновременно сосредоточивается и на человеке, и на неживом объекте (игрушке) .

    Г. Усовершенствованная координация (12-18 месяцев). На этой стадии появляется имитация ребенком движений и действий, совершаемых другими людьми, ведется активный поиск интересных объектов с целью продемонстрировать их другому человеку.

    Для того чтобы глубже понять, какого уровня развития достигает младенец в восприятии, необходимо обратиться к понятию когнитивной схемы. Схема-это главная единица восприятия, которая представляет собой след, оставленный в памяти человека воспринятой картиной и включающий в себя наиболее информативные, существенные для субъекта признаки. Когнитивная схема объекта или ситуации содержит в себе подробную информацию о наиболее важных элементах этого объекта или ситуации, а также о взаимосвязях этих элементов. Способность создавать и сохранять когнитивные схемы есть уже у младенцев. Старшие дети формируют когнитивные схемы незнакомых объектов после того, как посмотрят на них в течение нескольких секунд. Чем взрослее ребенок, тем лучше он научается выделять информативные признаки воспринимаемого объекта и абстрагироваться от недостаточно информативных. Для того чтобы уловить настроение человека, дети смотрят ему в глаза, прислушиваются к его голосу. Одновременно они обучаются вести целенаправленный поиск нужных информативных элементов.

    К концу первого года жизни относятся первые признаки наличия мышления у ребенка в форме сенсомоторного интеллекта. Дети этого возраста замечают, усваивают и в своих практических действиях используют элементарные свойства и отношения предметов. Дальнейший прогресс их мышления непосредственно связан с началом развития речи.

    Зайцева Лариса Александровна
    Должность: инструктор по физической культуре
    Учебное заведение: МБДОУ детский сад №52 г.Пензы "Полянка"
    Населённый пункт: г.Пенза
    Наименование материала:
    Тема: Развитие эмоционально-двигательной сферы детей старшего дошкольного возраста
    Дата публикации: 17.01.2017
    Раздел: дошкольное образование

    Развитие эмоционально-двигательной сферы детей

    старшего дошкольного возраста
    Трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и п р о в е р е н опытом веков; он может быть выражен в двух пол ожения х: гимнастика для тела и музыка для души. Платон Уважаемые коллеги, согласитесь, что главный секрет хорошего самочувствия здорового ребёнка в детском саду – в его активной деятельности. Физиологи считают движение врождённой, жизненно – необходимой потребностью человека. Гигиенисты и врачи утверждают: без движений ребёнок не может вырасти здоровым. Движение – это предупреждение разного рода болезней, особенно, которые связаны с сердечно – сосудистой, дыхательной, нервной системами. По мнению психологов: маленький ребёнок – деятель! И деятельность его выражается прежде всего в движениях. Развитость движений – один из показателей правильного нервно – психического развития в раннем возрасте. Все известные педагоги с древности до наших дней отмечают: движение – важное средство воспитания. Двигаясь, ребёнок познаёт окружающий мир, учится любить его, целенаправленно действовать в нём. Движение – это фундамент настоящего и будущего здоровья детей, их гармоничного физического развития. Одна из основных задач дошкольного воспитания на современном этапе, согласно ФГОС дошкольного образования, является обеспечение физического здоровья и эмоционального благополучия детей. Именно под воздействием движений, сопровождающихся эмоциональным подъемом, улучшаются функции сердечно – сосудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно – двигательный аппарат, регулируется деятельность нервной системы и ряда других физиологических и биохимических процессов. Потребность в эмоциональных передвижениях аналогична всем другим функциональным потребностям человека, в частности, его потребности в движении. Поэтому очевидна роль движений и эмоций во взаимосвязи двух процессов – физического и психического развития ребенка. Не случайно известный отечественный физиолог Н.М.Щелованов отмечал, что эмоции не только составляют наиболее ценное психологическое содержание жизни ребенка, но и имеют очень важное физиологическое значение в жизнедеятельности организма. Положительные эмоции создают бодрое, жизнерадостное настроение, они, как движения, благотворно влияют на работу всех органов и систем организма, обеспечивают быстроту и прочность формирования двигательных навыков и умений. В психолого – педагогических исследованиях (А.Д.Кошелева, В.И.Перегуд, И.Ю.Ильина, Г.А. Свердлова, Е.П.Арнаутова и др.) положительное эмоциональное состояние дошкольника рассматривается как основа отношения ребенка к миру и влияет в дальнейшем на познавательную, эмоционально – волевую сферы, стиль переживания стрессовых ситуаций, отношения со сверстниками.
    Такие психологи и педагоги как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.А. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Я.З. Неверович, А.П. Усова, Т.А. Маркова и др. утверждали, что эмоции влияют на функции органов и тканей организма, а, следовательно, оказывают влияние на здоровье человека. Каким же образом организовать двигательную деятельность детей так, чтобы каждому ребёнку было интересно, обеспечить высокую результативность организации двигательной деятельности? На основании анализа изученных работ, учёта созданных условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья воспитанников, была разработана
    модель

    физкультурно

    оздоровительных

    мероприятий
    в детском саду, которая органически входит в жизнь детского сада, способствует решению вопросов психологического благополучия, нравственного воспитания, имеет связь с другими видами деятельности и, самое главное, нравится детям. Модель представлена в двух вариантах: на основе здоровьесберегающих технологий и на основе разнообразных форм работы (приложение №1,2). Данная модель разработана на основе работ Ю.Ф. Змановского, Н.М. Прутова, Н.М. Амосова на проблемы воспитания здорового ребёнка В данной модели представлены блоки, которые реализуют все педагоги детского сада в сотрудничестве родителями воспитанников, социальными партнерами. Работа инструктора по физической культуре представлена по
    3 направлениям:
    1. Физическое развитие детей. 2. Психоэмоциональное развитие детей. 3. Интеллектуальное развитие детей. Данные направления работы решают следующие
    задачи:
    1. Физическое развитие детей:  развитие физических качеств (силовых, скоростных, в том числе гибкости, выносливости, координации);  накопление и обогащение двигательного опыта у детей;  формирование у детей потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.  содействие профилактике плоскостопия; формировать правильную осанку.  развитие чувства ритма, умения согласовывать движения с музыкой;  формирование навыков пластичности, грациозности и изящества танцевальных движений;  развитие мелкой моторики. 2. Психоэмоциональное развитие детей  Создание условий для положительного психо-эцоционального состояния детей.  Развитие социального и эмоционально интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками. (раздел 2.6. ФГОС)  организация эмоционально насыщенной, психологически комфортной оздоровительной жизнедеятельности  формирование умения эмоционального выражения творчества в движениях. 3. Интеллектуальное развитие детей
     Воспитание потребности в здоровом образе жизни; выработка привычки к соблюдению режима, потребности в физических упражнениях и играх.  Формирование начальных представлений о ЗОЖ, восприятие ЗОЖ как ценности.  Расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире, уважительное отношение к культуре родной страны, создание положительной основы для воспитания положительных чувств.
    Такой подход способствует развитию эмоционально-двигательной сферы детей

    и их успешной социализации.
    Как реализовать данный подход? В свою работу, наряду с традиционными формами, необходимо включать постепенно варианты нестандартной организации физкультурной деятельности, которые решают задачи по развитию, как двигательных способностей, так и творческих, развитию эмоциональной сферы детей.
    Работу необходимо строить в соответствии со следующими принципами:
    1. Принцип личностно-развивающего и гуманистического взаимодействия взрослых и детей (организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса). 2. Принцип учета возрастных особенностей (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития). 3. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. 4. Принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности. 5. Принцип сотрудничества детского сада с семьей. 6. Принцип формирования познавательного интереса и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. И я бы добавила еще один, на мой взгляд очень важный принцип - от удовольствия к привычке, от привычки к потребности. В детском саду необходимо создать условия способствующие реализации поставленных задач, а именно: площадку для организации бега, полосу препятствий, разметку по правилам дорожного движения, различные зоны на территории детского сада (огород, лечебная горка, сказочный лес, полоса препятствий и др.), аудиотеки, спортивное оборудование (в т.ч. нестандартное) для организации разнообразной двигательной деятельности, лечебно-профилактический комплекс ДОУ. Созданные условия, согласно ФГОС ДО, должны гарантировать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей и обеспечивать их эмоциональное благополучие. Возможно использование следующих форм организации работы по физическому развитию дошкольников, способствующих формированию их эмоционально-двигательной сферы:
    Формы организации работы

    по физическому развитию дошкольников (приложение № 3)

    Рассмотрим нетрадиционные формы организации физкультурной деятельности в

    детском саду, способствующие развитию эмоционально-двигательной сферы детей

    старшего дошкольного возраста.
    1. Технология
    оздоровительного

    бега

    Змановскому.
    С учетом условий детского сада бег проводится ежедневно в тёплое время года на свежем воздухе в утренние часы (утренняя гимнастика). Можно просто выполнить упражнения для разогрева мышц, а можно подготовить детей эмоционально к предстоящему бегу, используя упражнения креативной гимнастики, которые формируют образное представление о движении, выражают эмоциональное состояние души (например, “Грустный и веселый”, “Гномы и великаны”, “Холодно – жарко”, "Любопытная обезъянка" и т.д.). Обязательно включается музыка для создания эмоционального фона. Предварительная разминка и бег в медленном темпе заряжают детей энергией доставляют детям удовольствие и является эффективным тренирующим средством. При организации бега учитывается состояние здоровья детей, настроение ребенка и категорически запрещается всякое принуждение. (Методика организации оздоровительного бега – приложение № 4).
    2
    .
    Физкультурные занятия на основе технологии "Са-фи-дансе" .
    На мой взгляд танцевально-игровая гимнастика «СА – ФИ – ДАНСЕ» Ж.Е. Фирилёвой, Е.Г. Сайкиной наиболее полно решает задачи, как двигательных способностей, так и развивает эмоциональную сферу ребенка. До ступно сть «Са-фи-дансе» основывается на простых общеразвивающих упражнениях. Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением и элементами танца, но и образными упражнениями, сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников, склонных к подражанию, копированию действий человека и животных. Ко всем элементам программы авторами подобрано музыкальное сопровождение с определенным ритмом и темпом. Содержание программы взаимосвязано с программами по физическому и музыкальному воспитанию в дошкольном учреждении. Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий, который придает образовательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий.
    Новизна:

    Разработана авторская система использования технологии «Са-Фи-Дансе» на занятиях по физической культуре и других режимных моментах, адаптированная к тематическому планированию образовательной работы с детьми, согласно ООП ДОУ, которая представлена в следующей модели (см. Приложение № 5). Основываясь на том, что структура классического занятия и методы организации детей на занятиях по физическому развитию совпадает со структурой занятия, предлагаемой Ж.Е. Фирилевой, компоненты технологии «Са-Фи-Дансе» включены в разработанные занятия по физической культуре ДОУ (приложение №2). Одно занятие в неделю полностью строится по технологии «Са-Фи-Дансе», а в другие включены ее компоненты как часть занятия. В совместной деятельности педагога с детьми совместно с воспитателями организуются игры-путешествия на танцевально-игровом содержании программы, которые доставляют детям большой эмоциональный подъем и радость. Из данной технологии в занятия по физическому развитию введены
    следующие

    увлекательные формы работы:
     Танцевально-ритмическая гимнастика. Представлена образно-танцевальными композициями, каждая из которых имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность.  Игроритмика. Является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей занимающихся, позволяющих свободно, красиво и координационно правильно выполнять движения под музыку, соответственно ее структурным особенностям, характеру, метру, ритму, темпу и другим средствам музыкальной выразительности. В этот раздел входят специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры.  Игрогимнастика. Служит основой для усвоения ребенком различных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков. В раздел входят строевые, общеразвивающие упражнения, акробатические, направленные на расслабление мышц, дыхательные и укрепление осанки.  Игротанец. Направлен на формирование у воспитанников танцевальных движений, что способствует повышению общей культуры ребенка. Танцы имеют воспитательное значение и доставляют эстетическую радость детям. В этот раздел входят танцевальные шаги, элементы хореографических упражнений, танцевальные формы (историко-бытовой, народный, современные ритмические танцы). Нетрадиционные виды упражнений:  Игровой самомассаж. Является основой для закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развитие навыков собственного оздоровления.  Пальчиковая гимнастика. Этот раздел служит для развития ручной умелости мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения, превращая учебный процесс в увлекательную игру, не только обогащают внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивает фантазию.  Музыкально-подвижные игры. Содержат упражнения, применяемые практически на всех занятиях, и являются ведущим видом деятельности дошкольника. Здесь используются приемы имитации,
    подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования – все то, что требуется для достижения поставленной цели при проведении занятий по танцевально-игровой гимнастике.  Креативная гимнастика. Предусматривает целенаправленную работу по применению нестандартных упражнений, специальных заданий, творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой инициативы. Благодаря этой форме работы создаются благоприятные возможности для развития способности детей, их познавательной активности, мышления, свободного самовыражения и раскрепощенности. В нее входят музыкально-творческие игры, специальные задания.  Игропластика. Основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости занимающихся. Здесь используются элементы древнегимнастических движений и упражнения стретчинга, хатха-йоги, выполняемые в сюжетной игровой форме без музыки. Кроме радостного настроения и мышечной нагрузки эти упражнения дают ребенку вволю покричать, погримасничать, свободно выражая свои эмоции, открытость и внутреннюю свободу. Положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию.  Игры-путешествия (или сюжетные занятия)включает все виды подвижной деятельности, используя средства предыдущих разделов программы. Данный мате- риал служит основой для закрепления умений и навыков, приобретенных ранее, помогает сплотить ребят, дает возможность стать кем мечтаешь, побывать где захочешь и увидеть что пожелаешь. Такие занятия отличаются от классических высоким эмоциональным фоном, способствующим развитию мышления, воображения, эмоционально-двигательной сферы и творческих способностей детей.
    Вышеперечисленные

    формы

    возможно

    использовать

    занятиях

    следующим

    образом.
    В о
    вводную

    часть
    физкультурного занятия включать строевые упражнения в сочетании с корригирующими упражнениями с разным темпом и ритмом выполнения - игроритмику. Так же, чтобы разогреть мышцы и суставы и “настроить” чувства, т.е. подготовить детей эмоционально к предстоящему занятию используются “эмоциональные разминки”, креативная гимнастика. Задача педагога - научить воспитанников “вслушиваться” в ощущения, возникающие в мышцах при выполнении физических упражнений, наслаждаться этими ощущениями, запоминать их. В этом помогают упражнения, которые дают образное представление о формах движения, выражающих эмоциональное состояние души (например, “Грустный и веселый”, “Гномы и великаны”, “Холодно – жарко”, "Любопытная обезьянка" и т.д.). А это, по существу, слово, ставшее видимым в жесте, мимике, движениях тела.
    Общеразвивающие

    упражнения
    , можно заменить игрогимнастикой, ритмическим танцем, игротанцем.
    В основной части
    занятия можно использовать игропластику, сочетающую в себе растяжку и имитационные движения. С целью формирования двигательного воображения - основы творческой, осмысленной моторики, детям можно предложить специальные игровые задания, выполняя которые ребенок преодолевает стереотип движения с данным предметом: придумывают новые способы применения предметов физкультурного инвентаря. Например, если этим предметом является мяч, то они придумывают новые способы применения его, пытаются рисовать им невидимые контуры, раскручивать его на полу, словно волчок, или пронести его на голове вместо шляпы.
    Музыкально-подвижные игры различной интенсивности применяю как после основной части занятия, так и в заключительной, если игра малой подвижности. Большое удовольствие дети получают от игрового самомассажа, релаксационных пауз, которыми
    заканчивается занятие
    . В игре ребенок экспериментирует с воображаемыми позициями, формируется способность к творческому освоению и гибкому применению двигательных образцов, умение входить в образ, эмоционально переживать целостное движение. Большое удовольствие дети получают от игрового самомассажа, релаксационных пауз, которыми заканчивается занятие. Это формирует у детей чувство удовлетворения от проведенного занятия, создает положительный эмоциональный настрой на качественное выполнение предстоящей деятельности. Чтобы занятия стали более эмоционально окрашенными, необходимо использовать нестандартное оборудование, которое позволяет повысить двигательную активность ребёнка, поддержать положительные эмоции, разнообразить игровую деятельность, развивать каждого ребёнка с учётом его интересов и желаний. Один раз в месяц проводится игра-путешествие, согласно комплексно-тематического планирования и знакомого танцевально-игрового материала. Необходимо заранее подготовить отличительные знаки, эмблемы, жетоны, а для подведения итогов занятий и награждения - грамоты, значки, медали. Желательно на таких занятиях использовать ма- ршрутные листы, указательные карты, экраны соревнований, обеспечить соответствующее теме оформление зала, подготовить костюмы. На этих занятиях часто используется импровизационная работа: дети танцуют придуманные ими вариации или сочиняют танец на предложенную педагогом тему. Такие задания развивают фантазию. Ребенок через пластику своего тела пытается показать, изобразить, передать свое видение образа. Физкультурные занятия, утренняя гимнастика проводятся через разнообразные формы: на танцевальном и литературном материале, круговой тренировке, в форме подвижных игр и оздоровительного бега, что позволяет более эффективно реализовать двигательную активность дошкольников, повысить уровень их физического и эмоционального развития. Веселые сказочные персонажи, красочные атрибуты (флажки, шары, ленты, обручи), необычные игры- забавы, аттракционы, тщательно подобранное музыкальное сопровождение способствуют созданию у детей психологического комфорта, желанию заниматься физическими упражнениями. Такие разделы программы «Са-Фи-Дансе» как, игроритмика, игропластика, пальчиковая гимнастика, игровой самомассаж, креативная гимнастика, включены в схему оздоровительных и здоровьесберегающих мероприятий, используемых в ДОУ и применяются в повседневной работе не только инструктором по ФК, но и воспитателями, педагогом-психологом, учителями-логопедами, музыкальными руководителями. В процессе групповых занятий все дети включены в активное творческое и социальное взаимодействие, при этом каждый ребенок может побыть в центре внимания. Танцы, разученные на занятиях исполняются детьми на праздниках, развлечениях, концертах для родителей. Также хочется отметить такую оздоровительную технологию как
    организация

    детского

    туризма.
    Элементарные формы туризма в оздоровлении детей старшего дошкольного возраста с одной стороны, позволяет удовлетворить потребность детей в активной деятельности в рамках оздоровительной работы детского сада, вызывает массу положительный эмоциональных переживания, а с другой – способствует становлению эффективного взаимодействия ДОУ с родительской общественностью.
    Оздоровительная ценность туристской деятельности.

    Активные движения на свежем воздухе способствуют закаливанию организма и улучшают здоровье. Совершенствуются все физические качества и основные виды движений.
    Образовательная (познавательная) ценность туристской деятельности.
    Дети получают знания о родном крае, у них формируются обобщенные представления о сезонных изменениях в природе, Расширяются знания детей о правилах поведения в природе, об охране ее. Развивается мыслительная деятельность. пространственная ориентация. Дети учатся пользоваться картой и компасом, действовать по предложенному плану, самостоятельно выполнять поставленную умственную задачу, оценивать результаты своей деятельности.
    Воспитательная ценность туристической деятельности.
    Дети осваивают навыки совместного взаимодействия, взаимопомощи, сотрудничества. Формируется представление о правдивости, справедливости. Дети учатся быть отзывчивыми к сверстникам, радоваться успехам своих товарищей, сопереживать в случае неудачи, правильно оценить поступки свои и сверстников. Решаются задачи и трудового воспитания: у детей формируются навыки самообслуживания, умение трудиться в коллективе и планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль, учатся экономным приемам работы. Воспитываются такие качества, как самостоятельность, аккуратность ответственность, инициативность, бережное отношению к снаряжению и спортивному инвентарю. Также туризм способствует воспитанию любознательности, морально-волевых качеств (выдержки, настойчивости в достижении положительных результатов, организованности, самостоятельности). Дошкольный туризм является мощнейшим фактором оздоровления детей дошкольного возраста, так как характеризуется общедоступностью и рекомендован практически каждому ребенку при отсутствии у него серьезных патологий. Уникальность туризма заключается в том, что он всесезонен. Следовательно, можно добиться стойкой динамики снижения заболеваемости детей ОРЗ, ОРВИ и повышения уровня их физической и двигательной подготовленности, а так же решить ряд проблем психологического здоровья дошкольников. Организовать детский туризм возможно на территории детского сада (ФОТО): полоса препятствий, задания на отработку того или иного навыка, ориентирование, обучение детей навыкам безопасного поведения… Исходя из условий, считаю наиболее эффективными и интересными для детей такие формы организации походов, как ориентировка по карте-схеме, преодоление полосы препятствий, "тренировка туристов", "семейный поход", "палатка - дом туриста" и др. Большой эмоциональный подъем у детей вызывает моделирование таких ситуаций: "А если вы на необитаемом острове?", "Непроходимые джунгли" и т.д., где дети должны проявить все свои накопленные знания, умения, физические качества, чтобы преодолеть препятствия. Родители воспитанников, безусловно, являются активными участниками таких походов (на территории детского сада) и, по рекомендациям педагогов, ходят с детьми в семейные походы на природу, в парки, где, уже в непривычных для детей условиях, предлагают детям аналогичные двигательные задания.
    Результативность представленной работы:
    Для анализа
    эмоциональных проявлений
    детей можно использовать следующие критерии, основанные на многократных наблюдениях за эмоциональными реакциями детей в ходе занятий по физическому развитию на основе методики канд. пед. наук,
    заведующего кафедрой детской психологии и дошкольного образования Тульского ГПУ Кокоревой О.И.: - эмоциональная экспрессия лица – мимика: губы, взгляд, выражение лица, брови, лоб; - выразительная моторика тела – пантомимика: осанка, походка, жестикуляция, поза, наклон головы; - речевые реакции детей – эмоциональная окраска высказываний, интонационная выразительность, динамичность речи; - участие в деятельности: степень активности. Для
    оценки

    физической

    подготовленности
    детей можно использовать показатели из «Общероссийской системы мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи») (авторы - Ноткина Н.А., Казьмина Л.И., Бойнович Н.Н.),
    1.

    физическое развитие
    (измерение длины и массы тела, окружности грудной клетки);
    2.

    развитие психофизических качеств:
     измерение силы: подъем туловища в сед, поднимание ног в положении лежа на спине;  скороспно-силовые качества: прыжок в длину с места, бросок набивного мяча двумя руками из-за головы, метание легкого мяча на дальность;  быстрота: бег на дистанции 10 метров схода и 30 м; «челночный бег» 3X10 м;  выносливость: бег на дистанции 90, 120, 150, 300 м (в зависимости от возраста детей);  ловкость: бег зигзагом, прыжки через скакалку;  гибкости: наклон туловища вперед на скамейке. Для выявления
    представлений детей о ЗОЖ
    и безопасной жизнедеятельности можно использовать методическое пособие «Основа безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н.Авдеевой, О.Л.Князевой и Р.Б. Стеркиной а также пособие для дошкольных работников к региональной программе «Ребенок и весь мир» Е.Ф. Купецковой «Береги свою жизнь и здоровье».
    Такой подход способствует положительной динамике в развитии

    эмоционально-двигательной сферы детей.
    Дети становятся выносливее, испытывают чувство радости, подъема от проявленных двигательных действий, воспринимают красоту совместных дружных движений, овладевают правильной техникой выполнения движений (свобода и непринуждённость), проявляют интерес к выполнению различных движений, стремление действовать активно, энергично, сознательно проявлять постепенно возрастающие, все большие физические усилия для достижения поставленной цели, появляется естественность и разнообразие в жестикуляции и позах, взгляд прямой, открытый, заинтересованный, выражение лица радостное, светлое, осмысленное, мимика живая, выразительная.
    Заключение:
    Стремление добиться высоких результатов в развития эмоционально-двигательной сферы детей, сохранении и укреплении здоровья воспитанников, подтолкнуло меня к творческим поискам в работе. Каждого педагога волнует проблема результативности его труда. И ради этого мы погружаемся в мир инновационных технологий, отбираем заинтересовавшее нас, внедряем в свою практику.
    "Мой успех – это успех моих воспитанников". Я не ставлю своей целью достижения высоких результатов путем форсированного формирования тех или иных навыков. Моя задача заключается в том, чтобы помочь детям проявить собственные потенциальные возможности данные ему от рождения, а они есть у каждого. Моя дружба и понимание детей помогает мне находиться в их удивительном мире детства. Я вижу, как расправляются их плечи, выпрямляются спинки, как свободно они общаются друг с другом на занятиях, они поют, танцуют, превращаются в разных животных, шутят и с м е ю т с я. Результатом работы считаю то, что дети с радостью бегут на занятия по физкультуре, где получают эмоциональный подъём, выявляют у себя позитивные качества характера такие как: находчивость, взаимопомощь, смелость, умение сопереживать, умение работать в коллективе, силу воли, целеустремленность, эстетические потребности личности, излучают энергию, бодрость, которые возвращается ко мне по принципу бумеранга. "Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье!" - сказал когда-то один философ, а я бы добавила: - еще улыбка и положительные эмоции.

    Последние материалы раздела:

    Носитель генетической информации Носителями наследственной информации в клетке являются молекулы
    Носитель генетической информации Носителями наследственной информации в клетке являются молекулы

    Урок по общей биологии. Тема: «ДНК – носитель наследственной информации. Генетический код». Цель урока : закрепить знания о строении ДНК и РНК,...

    Что обозначает окончание
    Что обозначает окончание

    Помимо обычных изменяемых слов в русском языке существуют слова без окончания. Эти слова относятся к неизменяемым частям речи, таким как...

    Pet Shop Boys. Факты о песнях. «Как я выучился ненавидеть рок-н-ролл»: за что мы любим Pet Shop Boys Солист группы пет шоп бойс
    Pet Shop Boys. Факты о песнях. «Как я выучился ненавидеть рок-н-ролл»: за что мы любим Pet Shop Boys Солист группы пет шоп бойс

    Родился 10 Июля 1954 года в Великобритании, пригороде Ньюкасла - север страны. Старшая сестра - Сьюзан. Двое младших братьев - Саймон и Филипп....