Чашник таборит. Гуситское движение, основные направления, программы

ЧЕТЫРЕ ПРАЖСКИЕ СТАТЬИ

В ходе гуситского революционного движения произошло разделение всех его участников на два лагеря - революционный, антифеодальный лагерь таборитов, состоявший из крестьянства и городской бедноты, и умеренный лагерь чашников, представлявших интересы бюргерско-дворянских кругов. Чашники, являвшиеся правым крылом в гуситском движении, получили свое название в силу того, что одним из требований их было уравнение мирян и духовенства в обряде причащения, требование причащения мирян не только хлебом, но и вином из чаши (От латинского “calix” происходит также название этого крыла - каликстины. Следует иметь в виду, что чаша была эмблемой всех гуситов - не только бюргерства, но и широких народных масс ), в то время как последнее было исключительной привилегией духовенства. Единый обряд причастия “под обоими видами” (Отсюда берет свое начало название “подобои” или “утраквисты” (от латинского “sub utraque”) ) символизировал собой идею социального равенства и отвечал стремлениям бюргерства уничтожить сословные привилегии католического духовенства, а вместе с тем и лишить церковь ее экономического и политического могущества. Это стремление разделяли также мелкие феодалы - низшая чешская шляхта - и частично представители панов.

Основные требования программы чашников были сформулированы в так называемых “Четырех Пражских статьях”, составленных магистрами Пражского университета и представленных Сигизмунду в ноябре 1419 года. Содержание этого документа сводилось к следующему:

1. Свобода проповеди “слова божьего”, то есть свобода религиозной проповеди, направленной против господства католической церкви.

2. Единство религиозного обряда причащения (причащение мирян из чаши).

3. Лишение церкви права владеть имуществом (секуляризация церковной собственности), возвращение ее к евангельской простоте и бедности.

4. Искоренение “смертных грехов” не только среди мирян, но также среди духовенства, суровое наказание за такие грехи, как взимание платы за требы, продажа индульгенций, продажа церковных должностей и т. п.

“Четыре Пражские статьи” явились общей программой всех гуситов, как чашников, так и таборитов, но при этом каждое из этих направлений вкладывало в программу различный смысл, в соответствии с интересами тех и других социальных кругов.

В то время как чашники ограничивались требованием реформировать церковь, ограничить ее влияние, лишить ее богатств и тем укрепить собственное экономическое положение, крестьянско-плебейские массы в лице таборитов рассматривали эти статьи как начало великой борьбы за осуществление вековых чаяний народа. Табориты, опираясь на евангельские тексты и на пражские статьи, требовали, по существу, ликвидации всей системы католической церкви, с ее феодальной иерархией, с правом владеть землей и людьми, с бесчисленными денежными поборами.

Перевод “Четырех Пражских статей” выполнен с текста этого документа, имеющегося издании “Archiv Cesky”, т. III, Praha, 1844, стр. 213-216.

Текст воспроизведен по изданию: Хрестоматия памятииков феодального государства и права стран Европы. М. Гос. изд. юр. лит. 1961.

оследователи и сторонники учения Яна Гуса, участники широкого общественного и национального движения в Чехии в первой пол. XV в. за реформу католической церкви (в дальнейшем названного гуситским). Впервые заявили о себе весной 1419 г., когда начались их походы в горы, а также в период восстания, поднятого в Праге Яном Желивским (1419). Делились на два лагеря: умеренные – чашники (в основном пражане) и непримиримо настроенные – табориты. Поскольку разделение чешского общества в гуситский период осуществлялось не по принципу «низы против верхов», а по принадлежности к религиозному учению, среди гуситов (как и среди католиков) имелись представители всех слоев чешского общества. Главные социальные силы гуситов – дворянство, горожане, духовные и светские интеллектуалы, крестьяне – выступали против католической церкви и немецкого патрициата городов.

Название «чашники» произошло от требований гуситов установить единый для духовенства и мирян обряд причащения – и хлебом и вином (до этого миряне причащались только хлебом). Гуситы потребовали «чащу для всех». Их символом стала чаша – сосуд для церковного вина. Последователи Гуса стали причащать вином из чаши и простой народ. Поэтому гуситов называют «подобоями», или «утраквистами» (от чеш. и лат. слов, означающих причащение под двумя видами).

Требования чашников были изложены в т. н. «четырех пражских статьях»:

  1. свободная проповедь слова Божьего в духе гусизма на чеш. языке;
  2. право мирян на причащение под обоими видами;
  3. секуляризация церковных земель, духовенство должно вернуться к евангельским правилам и апостольской жизни, какую вел Христос. Этим фактически утверждалась «дешевая» церковь;
  4. искоренение «смертных грехов», противных закону Божию, Среди чашников было много феодалов, зажиточных бюргеров, рыцарей.

Табориты – сторонники радикальных действий – получили свое название по месту сбора на горе Табор, где затем они основали город (Табор). Табор возник как община «военного коммунизма», каждый, приходивший в Табор, отдавал все свое имущество в общий фонд и вступал в «общину равных», предметы первой необходимости в которой распределялись поровну. Признавая программные положения чашников, табориты трактовали их шире и радикальнее: уничтожение феодальных сословий, имущественных различий, раздел секуляризированных земель, полная свобода проповеди, уничтожение феодалов и их собственности. Табориты избирали своих священников, их главной целью была вооруженная борьба, недаром они назвали себя «Божьими воинами». Возглавлял таборитов Ян Жижка. Таборитский «коммунизм» продержался недолго: со временем «Божьи воины», разорявшие монастыри, храмы, замки, стали применять принцип дележа награбленного, значительную часть которого оставляли себе их командиры. Табор наложил повинности на окрестное крестьянство, став, таким образом, как бы коллективным феодалом. Табориты разоряли лишь владения панов–католиков. Дворяне–гуситы продолжали эксплуатировать своих крестьян, как и раньше. Среди таборитов было больше представителей крестьянства, городского плебса, но были и рыцари, бюргеры и т.д. Выделялись крайне левые – хилиасты (ожидавшие второго пришествия Христа и наступления 1000 – летнего царства Божьего на земле), а также группа экстремистов – пикартов. Действия таборитских войск отличались особой даже для Средневековья жестокостью.

26.Чашники и табориты в гуситском движении.

В борьбу с господствующей церковью поднялись две партии. 1)Чашники(ультраквисты) они были более умеренные. К ним принадлежали паны и мещане города Праги го главе стоял университет. Они говорили о причащении под обоими видами. Они высказывались за отчуждение церковного имущества и ослабление влияния Церкви на светские дела.

Табориты(от села Табор) более радикальная партия состояла из обывателей мелких местечек и сел. Они отрицали чистилище, молитвы за умерших, почитание мощей, креста, икон, освящение воды, соли, елея, пальм, поста, хождения на богомолья к свя­тым местам и т. д. Движения таборитов начало распространятся по селам. Проповедники говорили об освобождении от оброков и барщины в пользу духовенства, которому принадлежало три четверти всей земли в государстве. Эти оброки и барщины представля­лись им такими же отступлениями от слова Божия. Поэтому и народ стекался в Табор в надежде улучшения своего материального положения. Движе­ние охватило и панских крестьян, которые тоже бросали свои хозяйства.

27.Сущность гуситского движения, его основные результаты.

название чешского реформаторского религиозного движения, названное по имени Яна Гуса и принявшее в 1419 году революционные формы. Радикальные гуситы отрицали авторитет Церкви и признавали лишь Священное Писание как единственную основу веры. Умеренные гуситы призывали к реформированию Церкви, воспринимали таинства в основном в католическом духе, однако требовали упростить литургию и ввести богослужение на чешском языке.

Утраквисты уставшие от борьбы решили в 1431г. На соборе в Базеле, добиться соглашения с католиками, заключили следующие компактаты : 1) причащение под обоими вида­ми дается чехам и мораванам по достижении ими совер­шеннолетия, причем как под видом хлеба, так и под видом вина разумеется тело и кровь Христовы; 2) смерт­ные грехи, если они касаются канонического права, ка­раются духовенством, а если гражданского права, то го сударственной властью; 3) слово Божие может быть сво­бодно проповедуемо с благословения церковных властей; 4) священники могут владеть наследственными имения­ми и управлять церковными имениями. Табориты не признавали это соглашение взялись за оружие для защиты своего дела, но были разбиты.

Внутренняя борьба в Чехии прекратилась лишь после того, как вождь утраквистов Юрий Подебрадский, объявленный регентом государства и взял Табор (1452). Большая часть таборитов после того соединилась с утраквистами и приняла их обряды и догматы меньшинство объединилось вокруг Петра Хельчицкого и образовало общину так называемых чешских братии.

28.Особенности взаимоотношений монарха и шляхты в Польше. Унии в польской истории.

Шляхт- привилегированное сословие в Королевстве Польском. Особенность политического развития Польши состояла в том, что сословная монархия не стала ступенью к установлению абсолютизма. Ни магнаты, ни шляхта не были заинтересованы в централизации феодального государства и усилении королевской власти. Назревал конфликт между магнатством и шляхтой. Шляхта поддерживала короля Сигизмунда I (1506-1548), требовавшего редукции (возврата) коронных имений, большая часть которых находилась во владении крупных феодалов. Сопротивление магнатства не дало результатов. В то же время шляхта стремилась подчинить королевскую власть своему контролю. Она упорно отказывала королю в деньгах для формирования постоянной армии. Происходившая внутри господствующего класса борьба магнатов, шляхты и духовных феодалов завершилась компромиссом, который в дальнейшем оказался более выгодным крупным феодалам. Компромиссный характер имела оформившаяся в 1569-1573 гг. конституция Польского государства.

Одним из основных принципов шляхетской конституции был принцип выборности королей всей шляхтой. Когда в 1572 г. умер последний король из династии Ягеллонов - Сигизмунд II Август, шляхта добилась права участия в выборах нового короля и выступила во время предвыборной борьбы как решающая сила. Избранный королем Польши французский принц Генрих Валуа (1573-1574) принял так называемые Генриховы артикулы - важнейшую составную часть шляхетской конституции подтвердившие принцип свободной элекции (избрания) королей всей шляхтой. Без согласия сената король не мог объявлять войну и заключать мир, а без согласия сейма созывать посполи-тое рушение (всеобщее феодальное ополчение). При короле должна была заседать сенатская рада (совет). Отказ короля от исполнения этих обязательств освобождал магнатов и шляхту от повиновения ему. По установленному позже регламенту сейм принимал решения только при наличии единогласия его «послов». Частые срывы сеймов из-за отсутствия единогласия со временем привели к тому, что реальная власть в отдельных частях государства закрепилась за местными сеймиками, где были магнаты. Помимо обычных сеймов, в XVI-XVII вв. созывались съезды вооруженной шляхты - конфедерации, где принцип единогласия не применялся. Часто конфедерации составлялись против короля. Такие выступления назывались рокошами.

Унии :Польские феодалы стремились к укреплению польско-литовской унии, к включению в состав Польши Великого княжества Литовского. Упрочения унии добивалась и шляхта Литвы, рассчитывавшая приобрести привилегии, которые имела польская шляхта. Противниками инкорпорации (слияния, буквально «вте-ления») были литовские магнаты, желавшие сохранить с Польшей только династическую унию.

Воспользовавшись тяжелым положением Литвы во время Ливонской войны, польская шляхта на сейме в Люблине в 1569 г. навязала литовским панам договор (Люблинскую унию), по которому Польша и Литва объединялись в одно государство - Речь Посполитую с общим центральным органом-вальным сеймом. Глава Речи Посполитой одновременно являлся королем польским и великим князем литовским и подлежал избранию на общем сейме. Каждое из объединившихся государств - Литва (княжество) и Польша (корона) - сохраняло свою внутреннюю автономию, отдельную администрацию, суд, бюджет и войско. Еще до заключения Люблинской унии в том же 1569 году польские феодалы включили в состав короны украинские земли Литвы. Образовавшаяся в 1569 г. Речь Посполитая проводила агрессивную политику на востоке.

29. Особенности представительной системы в Польше. Сеймики и Вальный сейм. Сеймом называлось в старой Польше сословно-представительное учреждение, пользовавшееся законодательною властью. Прежде, чем возник общий для всей Польши сейм, в ней уже существовали сеймики, т. е. поголовные собрания шляхты, в которых некоторые видят продолжение старых веч. В начале XIV века Польша, разделенная на уделы, соединяется в одно целое, при чем каждый удел сохранил свою особенность в виде воеводства, и в каждом воеводстве существовал свой сеймик. В отличие от других средневековых сеймов П. сейм получил характер представительства одной шляхты. Высшее духовенство входило в состав королевской рады; низшее не имело особого представительства на сейме. На сеймики духовные лица являлись не в качестве представителей капитула или монастыря, т.е не имела политического веса. Города равным образом были устранены от представительства.

С середины XV в. главная роль на съездах принадлежала панам и должностным лицам, но затем первенствующая роль начинает переходить ко всей шляхте. На вальном сейме каждый посол представлял свою землю, а не весь народ; на сеймах голосовали, так сказать, не послы, а сеймики. Сеймики собирались не только для выбора послов на вальный сейм, но и для решения вопросов о налогах, военной службе и вообще о нуждах государства.

С течением времени случаи перенесения вопросов с сейма на сеймики постепенно учащаются. Сеймики захватывают в свои руки даже исполнительную власть: они приобретают мало-помалу право назначать начальников воеводских дружин, каштелянов, старост, трибунальных судей. Вместе с тем они начинают чаще собираться, т. е. больше чем один раз в год. Частые срывы сеймов из-за отсутствия единогласия со временем привели к тому, что реальная власть в отдельных частях государства закрепилась за местными сеймиками, где были магнаты.

30.Клюнийское движение в церкви. Усиление власти папы.

Клюнийское движение - движение за реформу монашеской жизни в Западной церкви в X-XI веке, центром которого было Клюнийское аббатство.

Возникло как протест против падения нравственности монашества и духовенства, против вмешательства светских властей в церковную жизнь. Главное требование Клюнийского движения к жизни монахов - строгое соблюдение устава Бенедикта Нурсийского; особое внимание уделялось длительному и торжественному совершению литургии, строгому соблюдению распорядка молитв. Лидеры Клюнийского движения осуждали симонию, требовали строгого соблюдения целибата духовенством, на практике добивались освобождения монастырей от власти светских сеньоров и епископов. Клюнийская реформа способствовала созданию в монастырях библиотек и скрипториев и повышению интеллектуального уровня монахов. Реформу начал второй аббат Клюни - св. Одон Клюнийский.

В ходе Клюнийского движения сложилась клюнийская конгрегация монастырей. Она была строго централизованной и возглавлялась аббатом Клюни, который напрямую подчинялся папе и не зависел от местных церковных властей. Монастыри, принявшие реформу, выводились из-под власти местного епископата. Клюни считался аббатом всех монастырей конгрегации, а для управления повседневными делами аббат Клюни сам назначал настоятелей в монастыри, получавших при этом звание приора. Если в начале XI века насчитывалось около тридцати клюнийских монастырей, то в первой половине XII в. - уже более тысячи. Строго централизованная, с фактически монархическим управлением клюнийская конгрегация, независимая от светских и местных духовных властей, была мощным орудием в руках папства как в укреплении его власти в церкви, так и в борьбе за независимость от светской власти.

Основные требования клюнийцев:

реформирование монастырей,

1 введение в них сурового устава, основанного на принципах строгого аскетизма и 2 послушания,

3 жёсткий контроль за соблюдением целибата,

5 провозглашение полной независимости реформированных монастырей от какой-либо светской власти и от епископов, непосредственное подчинение их папе.

Результатом реформы стало образование могущественной конгрегации из сотен монастырей на территории Западной Европы под главенством Клюни, укрепление папской власти и католической церкви. Клюнийская реформа стала фундаментом для Григорианской реформы(движения в католической церкви в конце XI - начале XII столетия. Требования: избавиться симония(покупка должностей), целибат и борьба за инвеституру(борьба светской власти и папства) , так как назначение епископов в то время находилось в руках у мирских властей.)

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО ИСТОРИИ СЛАВЯНСКИХ СТРАН В СРЕДНИЕ ВЕКА И НОВОЕ ВРЕМЯ

ТЕМА 1. ЧЕШСКАЯ РЕФОРМАЦИЯ

ПЛАН

1. Социально-экономическое и политическое развитие Чехии во второй половине ХIV в.

2. Предпосылки и начало реформационного движения.

3 Деятельность Яна Гуса и Иеронима Пражского.

4. Социальный состав гуситов. Чашники и табориты: программные требования и тактика.

5. Восстание 1419 г.

6. Начало крестовых походов против Чехии. Гуситские войны:

а) военное искусство таборитов. Ян Жижка;

б) ход, этапы и значение гуситских войн.

7. Пражские компактаты. Битва у Липан и конец таборитского движения.

8. Итоги и значение гуситского движения в чешской и европейской истории.

Темы рефератов (докладов): 1. Ян Гус – идеолог чешской реформации. 2. Радикальное течение в лагере таборитов.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

Лаптева Л. П . Гуситское движение в освещении современников. Источники и материалы для практических занятий. М., 1992.

Козьма Пражский . Чешская хроника. М., 1962.

Лаврентий из Бржезовой . Гуситская хроника. М., 1962.

Хрестоматия по истории южных и западных славян. Т. I. Минск, 1987. С. 183–193.

Хрестоматия по истории средних веков: В 3 т. М., 1963. Т.2. С. 602–605.

Ванечек В . История государства и права Чехословакии. М., 1981. С. 146–167.

Гусакова Н. А . Из истории борьбы плебейской оппозиции против феодально-католической реакции в начале гуситского движения (1419–1422). Минск, 1963.

Дворник Ф

История Чехословакии в 3 т. М., 1956. Т. I, гл. IV. С. 134–189.

Краткая история Чехословакии. М., 1988. С. 66–96.

Лившиц Г. М . Реформационное движение в Чехии и Германии. Минск, 1978.

Липатникова Г. И . Ян Гус //Вопросы истории славян. Воронеж, 1966.

Мацек И. Табор в гуситском революционном движении. М., 1956.

Озолин А. И . Бюргерская оппозиция в гуситском движении. Саратов, 1973.

Руколь Б. М . Гуситское движение. М., 1964.

Руколь Б. М . Источники об Иерониме Пражском. //Славяне в эпоху феодализма. М., 1978.

Флоря Б. Н . Отношения государства и церкви у восточных и западных славян. Эпоха средневековья. М., 1992.

Методические рекомендации . При подготовке данной темы начать следует с периодизации чешкой реформации. Большая группа исследователей выделяет в гуситском движении два основных периода: а) начальный (1415–1419); б) гуситские войны, разгром таборитов (1419–1436/1437). Существует и более сложная периодизация. Попробуйте сформулировать свою периодизацию движения и обоснуйте ее соответствующей аргументацией.

Историки характеризует гуситское движение как сложное, многоплановое, комплексное явление. Гуситское движение было одновременно движением реформационным, национально-освободительным и социально-политическим. В то же время, соотношение указанных компонентов трактуется неоднозначно: в прошлом, безусловно, доминировал упор на классовую борьбу и антифеодальную направленность гуситского движения. В последние годы авторы подчеркивают взаимосвязь всех аспектов движения. Каково ваше собственное понимание характера гуситского движения?

Многоплановость гуситского движения предполагала обязательное накопление, целого комплекса разнообразных предпосылок, обусловивших его формирование и развитие. Анализируя ситуацию в Чехии на рубеже XIV–XV в. сгруппируйте условия и причины появления реформационного движения по их характеру и содержанию (религиозные, социальные, экономические, политические, национально-освободительные, идеологические). Обратите внимание на социально-экономическую и политическую дифференциацию внутри каждого класса (феодалов, духовенства, крестьянства, городского сословия), а также на статус католической церкви. Постарайтесь выделить в каждой группе противоречий их национальный компонент, взаимосвязь с последствиями немецкой колонизации Чехии. Изучая деятельность Яна Гуса найдите материалы, которые раскрывают сущность его учения о демократизации церкви. Почему Я. Гуса некоторое время поддерживал сам король Вацлав IV? Какова была реакция различных социальных групп чешского общества на казнь Я. Гуса?

Вероятно, логичным будет вывод о том, что в 1415 г. начинается широкое национальное реформационное движение. Рассмотрите характерные для начального этапа формы борьбы и протеста различных социальных групп. Определите, какие требования (реформационные, социальные или национально-освободительные) преобладали в это время.

В 1419 г. завершается первый период движения, которое переходит в состояние «гуситской революции». Во-первых, организационно и идейно оформились два основных лагеря гуситского движения (чашники и табориты). Во-вторых, сформировался реальный центр движения (Табор). В-третьих, произошло объединение сельского и городского потоков движения (восстание в Праге и др.). В-четвертых, чешские паны-католики, немецкий патрициат, римская церковь и германский император объединяются для борьбы с гуситами, начинаются гуситские войны и т.д. Подтвердите переломный характер 1419 г. для гуситского движения.

Гуситы делились на два основных лагеря. Умеренное течение, объединившее феодалов, бюргерство и другие зажиточные слои населения, провозгласило своей главной задачей добиться причащения из чаши и для простых мирян – разумеется, со всеми экономическими и социально-политическими последствиями этой меры. Этот лагерь стал называться партией чашников. Радикальное крыло гуситов (крестьянство, городские низы, мелкая шляхта) получило название таборитов. Программа чашников была сформулирована в документе, известном как «Четыре пражские статьи». Изучите этот документ в хрестоматии.

Табориты в своих требованиях шли дальше чашников (утраквистов), рассматривая «Четыре пражские статьи» лишь как программу-минимум. По 1421 г. включительно в среде таборитов доминировало левое, иногда близкое к атеизму течение. Его сторонники выступали за ликвидацию сословий и равноправие всех людей, уничтожение феодального государства, отказ от многих элементов учения и обрядности католической церкви и др. Обратите внимание на то, что на рубеже 1421–1422 гг. радикализм в лагере таборитов был разгромлен его более умеренными силами. Постарайтесь ответить на вопросы о том, почему Ян Жижка физически истребил сторонников таборской коммуны. Изучая тактику чашников и таборитов, обратите внимание на различия в их отношении к вооруженной борьбе и компромиссам.

С 1419 г. в Чехии проходили гуситские войны. С одной стороны, это была вооруженная борьба между чешскими гуситами и чешскими феодалами-католиками, а с другой – борьба чехов-гуситов против иностранной интервенции. Сколько было крестовых походов против гуситов, каков был состав их участников, какие цели они преследовали? Что обеспечивало победы гуситского войска? Что меняется в отношениях армии и народа и в общественном мнении на рубеже 20-30-х годов XV в.?

Внимательно изучите материалы Базельского конгресса, Пражского соглашения руководства римско-католической церкви и чашников (1433), разгрома таборитов в битве у Липан 30 мая 1434 г. Анализируя причины поражения радикального лагеря, не ограничивайтесь противоречиями внутри гуситского движения. Обратите внимание на то, что т.н. «Базельские компактаты» 1436 г. означали фактическую победу чешской реформации в ее умеренной форме.

Охарактеризуйте результаты гуситского движения в соответствии со следующей схемой:

изменение экономического, политического и конфессионального статуса католической церкви в Чехии;

усиление социальной роли шляхты и городов;

решение ряда вопросов национального освобождения, подъем национальной культуры;

фактическое отсутствие социальных завоеваний у крестьянства и городских низов.

Охарактеризуйте основные элементы и формы политической борьбы в Чехии в 1437–1471 г. между утраквистами и ортодоксальными католиками, значение деятельности Иржи из Подебрад для сохранения завоеваний гуситского движения. Анализ исторического значения гуситского движения можно базировать на тезисе о том, что Чехия явилась первой страной победившей реформации и оказала значительное влияние на феодальную Европу.

ТЕМА 2. ФОРМИРОВАНИЕ СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ МОНАРХИИ В ПОЛЬШЕ (конец XIV – XVI вв.)

ПЛАН

1. Социально-политическое развитие Польши в конце XIV – начале XVI в.

2. Социальная структура польского общества. Сословные привилегии шляхты.

3. Оформление сословно-представительной монархии в Польше в XVI в. «Шляхетская демократия»:

а) Кошицкий привилей;

б) Нешавские статуты;

в) Радомская конституция;

г) «Генриховы артикулы».

4. Органы государственного управления:

а) королевская власть;

б) органы центрального управления. Сейм;

в) местное управление.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

Хрестоматия по истории южных и западных славян. В 3 т. Т. I. Минск, 1987. С. 219–246.

Хрестоматия по истории средних веков: В 2 т. М., 1963. Т. 2. С. 595–599.

Бардах Б., Леснодорский Б., Пиетрчак М . История государства и права Польши. М., 1980.

Дворник Ф . Славяне в европейской истории и цивилизации. М., 2001.

Дыбковская А., Жарын М., Жарын Я. История Польши с древнейших времен до наших дней. Варшава, 1995.

История Польши. В 3 т. Т. I. М.,1955.

Краткая история Польши. М., 1993. С. 28–35, 44–60.

Ливанцев К.Е . Сословно-представительная монархия в Польше. Л.,1968.

Лилейко Ежи . Варшавский замок. Варшава, 1980.

Польский сейм. Варшава, 1959.

Разумовская Л. В . Очерки по истории польских крестьян в ХV–ХVI вв. М.,1988.

Рутковский Я . Экономическая история Польши. М.,1953.

Тазбир Я. Привилегированное сословие феодальной Польши. // Вопросы истории. 12. 1977.

Чаплиньский В . Органы государственной власти в Польше ХVI–VШ вв. // Вопросы истории. 12. 1977.

Темы рефератов (докладов): 1. Нешавские статуты 1454 г., их место и значение в истории государственного развития Польши. 2. Церемониал заседаний сейма в Варшавском замке.

Методические рекомендации. В XIII–XV в. в Польше складывается сословная структура общества, типичная для средневекового европейского государства. Основой для формирования сословных структур и отношений было наделение всех основных социальных групп определенным правовым статусом, передаваемым по наследству и закрепленным законодательно. До конца XV в. социальные структуры находились в движении, границы между сословиями оставались проницаемыми, что было порождено экономическим ростом и бурными политическими переменами.

Шляхта как сословие сформировалась в XIV в., но основной круг ее сословных привилегий – «рыцарское право» стал определяться уже в XIII в. В конце XIV – XV в. в результате принятия ряда общесословных привилеев оформился корпус шляхетских сословных привилегий. Опираясь на текст Кошицкого привилея (1374), Червинского (1422), Едлинского (1430), Нешавских статутов (1454), Петрковского статута (1496), проследите, как формировалась система шляхетских сословных привилегий.

Итогом этих законодательных актов явилось предоставление рыцарству ряда политических, юридических, финансово-экономических преимуществ, в результате чего ущемлялись в правах другие сословия и происходил процесс сужения прерогатив королевской власти за счет расширения прав и привилегий шляхты. В XIV–XV вв. в Польше существовали предпосылки для создания сильного централизованного государственного аппарата. Покажите место и роль органов центрального управления (король, королевский совет, королевская канцелярия, казначейство), определите полномочия королевских наместников в провинциях. Объясните, почему земские должности, не имея реального административного веса, были привлекательны и важны для шляхты. Что составляло основу военной организации польского государства со времен Казимира Великого?

С конца XIV в. (рубежным является Кошицкий привилей 1374 г.) происходит трансформация органов государства, прежде всего это выразилось в ограничении власти короля. В то время как в других европейских странах складывались абсолютистские монархии, в Польше возникло государство республиканского типа, с выборным королем и парламентом, наделенным прерогативой установления закона.

В XV в. складывается система польского сословного представительства – общепольского (вального) сейма, провинциальных и земских сеймиков. Именно на этом фундаменте в конце XV – XVI в. создаются базовые институты польской «шляхетской демократии». Проследите генезис польского сейма, подчеркнув особую роль в оформлении сейма как главного законодательного органа Нешавских статутов 1454 г. и конституции «Nihil novi» 1505 г. Определите причины, вызвавшие к жизни эту специфическую модификацию сословно-представительной монархии. Было ли ее появление с неизбежностью детерминировано какими-либо предшествующими процессами в польском обществе и государстве или это альтернатива исторического развития?

Важнейшая особенность сеймов и сеймиков – их односословность. Доминирование шляхты было неоспоримым. В XV–XVIII в. городские делегации нескольких крупнейших городов имели право лишь совещательного голоса в решении тех или иных вопросов. Если в странах Западной Европы горожане играли важную роль в политической расстановке сил, то в Польше были далеки от внутренней сплоченности и фактически отлучены от политической роли. Структура городского населения Польши была очень сложной и противоречивой. Это облегчило шляхте отстранение горожан от влияния их на деятельность наиболее важных органов власти. Объясните, почему в Польше не сложился союз королевской власти и городов.

В такой ситуации монархам не оставалась ничего иного, как использовать антагонизм внутри шляхты, главным образом между средней шляхтой и магнатами. В первой половине XVI в. сейм стал ареной политической борьбы между шляхтой и магнатами. Почему шляхте не удалось добиться реального ограничения политической роли магнатов, предотвратить династические кризисы, создать дееспособную постоянную армию? Почему шляхта, поддерживая короля, не могла стать его надежным союзником?

Мощные экономические позиции средней шляхты в XVI в. привели к тому; что это облегчило складывание шляхетской Речи Посполитой. Права и вольности шляхты были закреплены в «Генриховых артикулах» 1573 г., ставших синонимом «золотых шляхетских вольностей». Генриховы артикулы составили рубеж в политической истории Польши. Они закрепили те начала политического устройства страны, которые просуществовали до Конституции 3 мая 1791 г.

Государственный строй польско-литовской Речи Посполитой современники сравнивали с принципатом Августа, который правил вместе с сенатом как «primus inter pares». Совет в условиях Польши представляли сейм и сенат, а польского короля называли «первым в совете». Такое государственное устройство было в ту эпоху лишь в Венеции и Польше. И венецианский дож, и польский король выбирались свободными гражданами и осуществляли власть при помощи совета с соблюдением всех законов, составлявших фундамент обеих республик.

Созданная в XVI в. в Польше политическая модель государства – монархия и одновременно шляхетская республика – оказалась и достаточно устойчивой, дееспособной, и оригинальной. Раскрывая своеобразие государственного строя Речи Посполитой, М. К. Любавский отмечал, что «поляки создали такое оригинальное государство, подобного которому не было в истории». В чем же, на ваш взгляд, уникальность, оригинальность опыта шляхетской Речи Посполитой?

Шляхетская республика с успехом конкурировала с другими сословными монархиями, однако в абсолютистском окружении она подверглась деформации. При этом оказалось, что избыток свободы может быть столь же опасен для государства, как и избыток прав власти. Подтвердился ли этот вывод в истории Польши?

ТЕМА 3. СЛАВЯНСКИЕ НАРОДЫ БАЛКАНСКОГО ПОЛУОСТРОВА ПОД ВЛАСТЬЮ ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ

(XVI–XVIII в.)

ПЛАН

1. Османская экспансия на Балканах.

2. Политика турецкой колонизации полуострова.

3. Положение народов Юго-Восточной Европы под османской властью.

4. Национально-освободительная борьба южнославянских народов.

5. Австро-турецкие и русско-турецкие войны XVII–XVIII вв. и их роль в освобождении славянских народов.

Темы рефератов (докладов): 1. Войны государств Центральной Европы против Османской империи (XVI – начало XVIII в.). 2. Гайдуцкое движение.

Источники и литература:

Хрестоматия по истории южных и западных славян. В 3 т. Т. 1. Минск, 1987. С. 141–167.

Хрестоматия по новой и новейшей истории. В 3 т. Т. I. 1640–1815. М., 1963.

Бажова А. П . Россия и югославяне в конце XVIII–начале ХIХ в. М., 1996.

Балканы и Россия. Общественно-политические и культурные связи. М., 1995.

Достян И. С . Борьба сербского народа против турецкого ига, XV – начало XIX в. М., 1958.

Кинросс Л . Расцвет и упадок Османской империи. М., 1999.

Краткая история Болгарии. С древнейших времен до наших дней. М., 1987.

Лещиловская И. И . Петр I и Балканы // Вопросы истории. 2001,-№2. С. 46–57.

Лещиловская И. И . Балканская политика Екатерины II // Вопросы истории. 1999. №2. С. 29–41.

Османская империя и страны Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы в XV–XVI в. Главные тенденции политических взаимоотношений. М.,1984.

Петросян Ю. А . Османская империя – могущество и гибель. Исторический очерк. М., 1990.

Развитие этнического самосознания славянских народов в эпоху зрелого феодализма. М., 1988.

Россия и Балканы. Из истории общественно-политических и культурных связей. М., 1995.

Связи России с народами Балканского полуострова, первая половина XVII в. М., 1990.

Тодоров Н . Балканский город XV–XIX в. М., 1976.

Фрейденберг М. М . Дубровник и Османская империя. М., 1984.

Чуркина И. В . Национальная церковь и формирование южнославянских наций // Вопросы истории. 2001. №3. С. 39–58.

Методические рекомендации. Во второй половине XIV – XV в. 0сманская империя, осуществив основные завоевания, в основном территориально оформилась. В ее состав были насильственно включены Болгария, Сербия, Черногория, Босния и Герцеговина, часть Хорватии и др. Обратите внимание, что формально Османская держава стала империей в 1453 г. (падение Константинополя и гибель Византийской империи), когда основная часть Балкан уже была покорена турками.

Выделите основные этапы османской экспансии на полуострове и дайте им качественные характеристики. Попытайтесь выделить одну, две наиболее принципиальные причины покорения каждого славянского этноса. Детализируйте такие общие факторы, как феодальная раздробленность всех земель и государств, разобщенность южнославянских народов, отсутствие реальной помощи со стороны государств Западной и Центральной Европы, военное превосходство турок и др.

Какова была общая направленность османской агрессии в Европе и в чем историческая заслуга славян Балканского полуострова? Какую цену (социально-экономическую, политическую, культурную) им пришлось заплатить за многовековое насильственное пребывание в составе Османской империи? Какие территории Сербии не были покорены? Каков был реальный статус Черногории с конца XVTI в.?

Изучая положение южнославянских земель под властью Турции, следует выделить два взаимосвязанных направления политики Порты на Балканах: организация управления в славянском регионе империи и политика турецкой колонизации полуострова.

Разберитесь в основных элементах административного деления империи и османской системы управления, в соотношении административной, военной и судебной властей на местах. Охарактеризуйте статус Румелийского бейлербейства в Османской империи. Когда и при каких обстоятельствах получили статус отдельного бейлербейства Босния и Герцеговина?

Все завоеванные турками славянские земли приобретали статус государственных (мирийских). Они делились на три категории: султанские, спахийские и вакуфные. Выясните своеобразие категории «спахий» и «вакуф». Проанализируйте, почему именно турецкая военно-ленная (спахийская) система являлась юридической формой аграрно-правовых отношений и организации армии. Изучите динамику военно-ленной системы и основные причины ее кризиса с конца XVI в. Подберите материал о феодальных повинностях славянских крестьян, кризисных явлениях в развитии села в XVII–XVIII в., о так называемом «великом бегстве» крестьян.

В целом для упрочения владычества Порты на Балканах осуществлялся целый комплекс мер социально-экономического, конфессионального, этнокультурного, демографического характера, который назывался турецкой колонизацией. Помимо военно-ленной системы, среди ее элементов следует выделить насильственную исламизацию населения, массовое переселение турок на Балканы и депортацию славян, физическое уничтожение славянской знати, полное подчинение константинопольской патриархии, различные проявления национального гнета и ассимиляторской политики властей и др. Раскройте содержание понятий «джизье», «потурченцы», «янычары», «фанариоты». Обратите внимание на динамику количественных и качественных характеристик янычар, их политическую роль и социальные претензии в XVI–XVIII вв.

Национально-освободительная борьба южнославянских народов началась сразу же после их покорения. Именно сопротивление османскому владычеству составляло важнейшую тенденцию истории славянского региона империи в позднем средневековье. Изменялись его формы, социальное содержание и активность, но именно оно формировало многие важные черты складывавшихся болгарской и сербской наций, особенности черногорской народности и этносов Боснии и Герцеговины, а также их национального самосознания.

Можно выделить два основных направления национально-освободительного движения: вооруженная борьба и пассивное сопротивление. Определите содержание, масштабы и динамику развития гайдуцкого движения, его особенности на землях Болгарии и Сербии. Сгруппируйте материал о локальных восстаниях: Проанализируйте взаимосвязь с антитурецкими войнами европейских государств, обратите внимание на участие славян в армиях последних. Проанализируйте общий ход и значение военных действий Габсбургской империи, Речи Посполитой, России и др. с Османской империей для освободительной борьбы южных славян. Каковы были стратегические планы Австрии и папского престола в регионе? Почему с конца XVII в. славяне Османской империи все более связывают свое освобождение с Россией?

Учебно-методический комплекс

Гуситское движение, основные направления, программы.

Восстание 1419 г. в Праге. Образование двух лагерей в гуситском движении 30 июля 1419 г. началось восстание в Праге. Возмущенный народ, руководимый Яном Желивским, выбросил из окна ратуши членов городского магистрата, захватил власть и избрал свое управление. Гуситское движение вступило в период вооруженной борьбы, в ходе которой завершилось размежевание социальных сил внутри гуситов. Большинство примкнувших к движению мелких дворян и бюргеров образовали лагерь так называемых чашников или утраквистов, а городской плебс и крестьянство выделились в революционное крыло, которое по названию своего главного укрепленного центра - горы Табор - получило название таборитов.

Если табориты стремились к коренным социальным преобразованиям на основе свободы и братства , то чашники на первое место выдвигали требования секуляризации церковного имущества и создание «дешевой» церкви . Различие целей делали неизбежным обострение противоречий между ними.

Гуситские войны. В 1420 г. над Чехией нависла внешняя опасность. Папа римский и германский император Сигизмунд Люксембургский, претендовавший на чешскую корону после смерти короля Вацлава IV, объявили крестовый поход против Чехии. Пять крестовых походов - в 1420, 1421, 1426, 1427, 1431 гг. - не имели успеха. Под руководством талантливых полководцев Яна Жижки и Прокопа Великого гуситы отразили вторжения крестоносцев. Несмотря на военные успехи, силы восставшей Чехии ослабевали. Многолетние войны, постоянные вторжения врагов и связанные с этим опустошения подорвали экономику страны. Значительная часть участников стала отходить от гуситского движения. Чашники, добившись уступок в свою пользу у Базельского собора, открыто соединились с силами феодально-католического лагеря и 30 мая 1434 г. в бою под Липанами нанесли сокрушительное поражение войску таборитов.

Битва при Липанах была концом таборитов, несмотря на то, что отдельные таборитские общины продолжали воевать с Сигизмундом. До 1437 г. отряды Яна Рогача продолжали бороться, укрепившись в крепости Сионе. До 1452 г. существовал и сохранял свою самостоятельность Табор, и все же оправиться после поражения у Липан таборитское движение было не в состоянии.

5 июня 1436 г. на городской площаде в Иглаве состоялось торжественное «примирение» между умеренными гуситами и католической церковью. Соглашение с католической церковью было достигнуто на условиях статей Базельских компактатов.

Впервые в истории католическая церковь вынуждена была признать право еретиков исповедывать свою веру. Идеологическая гегемония церкви оказалась нарушенной. 23 августа 1436 г. Сигизмунд Люксембургский занял чешский королевский престол, но в декабре 1437 г. умер.

Историческое значение гуситских войн. Несмотря на поражение, гуситское движение нанесло удар католической церкви: она лишалась былой политической власти, вынуждена была пойти на компромисс с еретиками, согласиться на причащение под обоими видам и богослужение на национальном (чешском) языке. Это ускорило процесс формирования национальных церквей в Европе и дало толчок развитию общеевропейской Рефорормации.

Было секуляризовано церковное имущество, прекратилось взимание десятины; горожане также освободились от церковных поборов, стали самостоятельным сословием и получили представительство в сейме . Восстановить прежнее имущественное положение чешской церкви было уже невозможно. Гуситское движение положило конец засилью в стране немецкого патрициата и духовенства, способствовало расцвету чешского языка.

«Община чешских братьев». После падения Табора крестьяне и плебс основали в 1453 г. Общину чешских братьев, идеологом которой был Петр Хельчицкий - известный чешский мыслитель. Позднее в общину вошли зажиточные горожане, а также представители панского и рыцарского сословий. «Братья» должны были жить по примеру ранних христиан, строго соблюдать правила морали, не занимать никаких высоких должностей, проповедовать непротивление злу насилием. С конца XV в. они сосредоточили свою деятельность на просвещении - основывали школы и типографии. Из среды «чешских братьев» вышли многие знаменитые чешские ученые - Ян Благослав, Я. А. Коменский и др. «Чешские братья» постоянно подвергались преследованиям.

Битва у Липан и Базельские компактаты знаменовали переход к новой фазе гуситской революции, которая стала борьбой за закрепление завоеваний и за их признание феодальной Европой. Недолгое пребывание на троне Сигизмунда, кратковременное правление Альбрехта П (1437-1439), а затем малолетнего Ладислава не способствовали укреплению государственной власти. Власть фактически перешла в руки гетманов, избиравшихся по отдельным краям. За власть в стране боролись две партии: католическая во главе с Ольдржиком из Рожемберка и гуситская во главе с Яном из Рокицан. В 1440 г. высшим гетманом, избранным четырьмя восточными «краями», был избран 24-летний чашник Иржи из Подебрад. В 1448 г. Римская курия отказалась признать Яна из Рокицан архиепископом Чехии. Тогда сосредоточив преданные ему войска в районе Кутной Горы, Иржи из Подебрад неожиданным штурмом взял в сентябре 1448 г. Прагу, назначил в ней новых коншелов из числа чашников и начал беспощадную борьбу с междоусобицами панов, грабежами и беспорядками, мешавшими нормальной экономической и политической жизни страны. Борьба Иржи из Подебрад с паном Олдржиком из Рожемберка продолжалась до 1450 г. Пользуясь поддержкой малой и средней шляхты и горожан, Иржи из Подебрад стал фактическим правителем страны и вскоре чешский сейм присвоил ему звание «земского губернатора». В этом звании он оставался и во время номинального правления несовершеннолетнего Ладислава Погробка (1453-1457) из династии австрийских Габсбургов. Учрежденный в Чехии совет из 12 лиц во главе с земским губернатором по полномочиям приравнивался к королевской власти. В 1457 г. Ладислав Погробок внезапно умер и королем был избран Иржи из Подебрад (1458-1471), который возглавил борьбу за укрепление и централизацию государства.

Историческая обстановка в Чехии конца XIV и XV веков породила одно из величайших событий в средневековой истории чехов - гуситское движение. Главными предпосылками движения стали многочисленные противоречия в обществе, которые наслаивались друг на друга, среди которых, можно выделить и экономические, и социальные, и политические, и, конечно, религиозные. Недовольство различных слоев чешского общества XIV в. внутренним положением в стране совпало по времени с охватившим всю Европу возмущением против католической церкви. Религиозные противоречия, вылившиеся в требование реформы церкви, коренились в противоречиях социальных. Экономическое отставание чешского производства способствовало падению доходов чешских феодалов, которые в свою очередь стремились возместить это путем увеличения барщины, натуральных повинностей. Это в свою очередь усиливало разорение крестьян. Кроме того, экономический застой ударил по среднему городскому населению - ремесленникам и торговцам, - в основном чешскому по происхождению. Патрициат же городской был немецкого происхождения и поддерживался богатой церковью. Среди горожан возникает требование создания «дешевой» церкви.

Nbsp; Идеологом чешского реформационного движения был магистр пражского университета Ян Гус. Он родился в 1371 году в семье бедных крестьян из Южной Чехии. В 1401 г. он был избран деканом одного из факультетов, а в 1409 г. ректором Пражского университета. С университетской кафедры он резко выступал против церковного богатства, за подчинение церкви светской власти, призывал лишить церковь собственности, чтобы содейство-вать ее исправлению. Магистр в 1412 году вынужден был покинуть Прагу и про-должать свою проповедническую деятельность в Южной и За-падной Чехии. Здесь же были написаны им основные труды. С момента отъезда из Праги Гуса реформационное движение вышло за рамки университета и церкви и стало народным. Хотя Гус призывал к повиновению властям, если те не нарушали христианских законов, и обличал лишь чрезмерные злоупотребле-ния феодалов и погрязшей в богатстве и моральных прегрешени-ях церкви, тем не менее, церковь увидела в учении Гуса опаснейшую ересь. В 1414 г. он был вызван на церковный собор в Констанцу. Гус отправился туда, будучи уверенным, что сможет защитить свои взгляды, но высшее духовенство не собиралось дискутировать с ним. Он был обвинен в ереси и 6 июля 1415 г. сожжен на костре.

Казнь Яна Гуса вызвала взрыв негодования в чешских землях. В Праге собрался съезд представителей чешской шляхты, пославших свой протест собору в Констанце. Одновременно он высказался за свободу проповеди и провозгласил высшим авторитетом в церковных вопросах Пражский университет. Та часть низшего духовенства, которая выступила за учение Гуса, стала причащать миряне «под обоими видами», то есть не только хлебом, как требовала церковь, но и вином из чаши, что раньше было привилегией духовенства. Чаша стала символом широкого общественного движения, получившего впоследствии название гуситского. Значительная часть шляхты и бюргерства, университетские магистры также признали чашу, высказались за отчуждение церковных богатств и ослабление влияния церкви на светские дела. Бюргерство стремилось превратить новую церковь в институт защиты своих интересов. И шляхта и бюргерство составляли правое крыло в гуситском движении. Широкие народные массы в своих требованиях шли гораздо дальше, они стремились к равенству. Весной 1419 г. начались массовые походы сторонников учения Гуса, главным образом деревенской и городской бедноты, в горы, где перед ними выступали радикальные проповедники. Радикальная часть гуситов создала на горе Табор в Южной Чехии укрепленный лагерь, ставший центром революционного движения. Таким образом, оформилось два основных направления в гуситском движении, умеренное и радикальное.

Каждое из направлений разработала свою программу, и хотя во многом чашники и табориты сходились во взглядах, тем не менее, в их программных документах имелись существенные различия.

Умеренное крыло гуситского движения - это чашники . Их программа называлась «Четыре пражские статьи ». Сначала она была разработана магистрами пражского университета 3 июля 1420г. и была утверждена на Чаславском сейме 1421г. Чашники, являвшиеся правым крылом в гуситском движении, получили свое название в силу того, что одним из требований их было уравнение мирян и духовенства в обряде причащения, требование причащения мирян не только хлебом, но и вином из чаши (От латинского “calix” происходит также название этого крыла — каликстины. Следует иметь в виду, что чаша была эмблемой всех гуситов — не только бюргерства, но и широких народных масс), в то время как последнее было исключительной привилегией духовенства. Единый обряд причастия “под обоими видами” символизировал собой идею социального равенства и отвечал стремлениям бюргерства уничтожить сословные привилегии католического духовенства, а вместе с тем и лишить церковь ее экономического и политического могущества. Это стремление разделяли также мелкие феодалы — низшая чешская шляхта — и частично представители панов.

Содержание этого документа сводилось к следующему: 1. Свобода проповеди “слова божьего”, то есть свобода религиозной проповеди, направленной против господства католической церкви. 2. Единство религиозного обряда причащения (причащение мирян из чаши). 3. Лишение церкви права владеть имуществом (секуляризация церковной собственности), возвращение ее к евангельской простоте и бедности. 4. Искоренение “смертных грехов” не только среди мирян, но также среди духовенства, суровое наказание за такие грехи, как взимание платы за требы, продажа индульгенций, продажа церковных должностей и т. п.

Так Первая пражская статья подтверждает по сути монополию духовенства на проповеди христианского учения. « Чтобы слово божье в королевстве Богемском проповедовалось священнослужителями господними…». Л.И. Озолин говорит, что гуситы имели в виду только тех священников, ту часть духовенства, которая разделяла их идеи, примкнула к ним. При всей ограниченно-сти требований умеренных гуситов, гуситское духовенство все же занимало прогрессивные позиции по сравнению с католическим духовенством. Оно стояло за национальную цер-ковь. Даже умеренные его представители добивались существенных преобразований в тогдашней церкви, упрощения обрядов и др.

Вторая пражская статья требовала причащения под обоими видами для всех верных христиан, не отягощенных грехом. Из этого, религиозного на первый взгляд, требования вытекает два существенных значения. Умеренные гуситы стремились ликвидировать эту монополию духовенства, тем более что в ранней христианской церкви причащение не было привилегией только духовенства, оно захватило его себе гораздо позже. Кроме того интерес представляет оговорка, что причащение должно совершаться над теми, кто не отягощен смертным грехом. Под теми, кто отягощен смертным грехом подразумевались как светские, так и духовные лица. То есть, гуситы стремились не только быть равными с духовенством в совершении важнейших обрядов, но и подчеркнуть, что священник, пребывающий в грехе, стоит ниже, чем обычный мирянин, не отягощенный грехом. То есть человек, находящийся в грехе, теряет свои права и привилегии, независимо от своего сословия и положения.

Л.И. Озолин указывает на то, что хотя главное содержание третьей из четырех пражских статей выражало требование дешевой церкви, идею секуля-ризации ее богатств, одновременно было высказано пожела-ние отнять у нее светское право, светскую власть в ее владе-ниях. Церковь, как и светские феодалы, самостоятельно рас-поряжалась своей собственностью и у нее в зависимости находилась большая часть крестьянства — держателей цер-ковных земель. Вместе с секуляризацией богатств церкви уме-ренные гуситы были намерены отнять у нее и светские права в отношении крестьянства.

Радикальное крыло гуситского движения представляли табориты . Программа радикальных гуситов, таборитов - «Двенадцать статей », была написана 5 августа 1421 г.

Двенадцать статей, в общем и целом включали в себя пражские статьи, но, табориты понимали их несколько иначе и конечно, свои требования они намного расширили. Итак, ни один грешник не должен был оставаться без наказания, независимо от его сословной принадлежности, не допускалось под страхом установленных наказаний распитие каких бы то ни было напитков в корчмах, табориты запрещали носить и не разрешали другим ношение роскошных одежд, слишком против господа бога драгоценных, как-то: пурпурных, расшитых, тканных серебром или тисненых и вырезных, серебряных поясов, застежек и всяких украшений и драгоценностей, располагающих к гордости, все управление, суд и все распоряжения производились сообразно с божественным правом. Священники, которые должны служить примером, должны соблюдать порядок, установленный богом, и подражали апостолам и пророкам. Все платежи священникам должны были быть обращены на общее благо и чтобы уничтожены были ростовщические сделки на дома, на лавки и на что-либо другое, где бы это ни оказалось, и чтобы упразднены были всякие лихоимные записи и чтобы священники содержались по усердию верующих.

Табориты требовали, чтобы изгнали от себя всех противников истины божьей и беглецов и изгнанников к себе не принимали, потому что как они сами не соблюли верности ни перед собой, ни перед богом, так и им не должно быть оказано доверия ни по какой милости.

Также они требовали, чтобы упразднили и разрушили все еретические монастыри, ненужные церкви и алтари, иконы, сохраненные явно и тайно, драгоценные украшения и золотые и серебряные чаши и все антихристово насаждение, идолопоклонство и симонические заблуждения, не исходящие от господа. Табориты стремились привлечь на свою сторону пражскую об-щину, и это не могло не сказаться на формулировках статей и привело к определенной умеренности.

Уже первая часть « Двенадцати статей» показывает, что их задачей, прежде всего, являлось укрепление союза с пражским населением. Было хорошо известно, что пражские богачи и университетские магистры втайне замышляют измену своим союзникам из народа. Поэтому одним из первых требований таборитов являлось полное соблюдение этих статей обеими сторонами.

Хотя программа чашников не противоречила интересам бедноты, однако была не достаточна для них. В своей программе табориты пошли гораздо дальше чашников в отношении простого народа. Наиболее важной была седьмая статья таборитской программы . Она гласила дословно следующее: «Дабы от-менено было языческое и немецкое право, противореча-щее закону божьему, дабы правили, судили и все делали бы по закону божьему». Под правом языческим и не-мецким, несомненно, подразумевалось городское право и юридические постановления, не основанные на биб-лии, это означало, что табориты требовали полной отмены феодального права и всей городской юрисдикции .

Мацек подчеркивает, что при последовательном исполнении седьмой статьи в Праге должна быть создана община братьев и сестер, руководствующаяся библией. В результате осуществления этой статьи — хотя об этом нигде не говорилось конкретно — в Праге должна была утвердиться жизнь, основанная на общности имущества. Дело было не только в проблемах экономического и имущественно юридического характе-ра. Статья прямо гласит, что место существующего пра-ва должна занять библия, закон божий; управление, су-допроизводство и вообще всякая деятельность должны осуществляться согласно библии.

Учение таборитов носило ярко выраженный хилиастический характер. Хилиазм - учение, унаследованное от средневековых народных ересей, гласит, что наступит второе пришествие Христа, после чего на земле будет установлено тысячелетнее царство счастья и справедливости. Рубцов говорит, что, по мнению таборитов, мир, построенный на эксплуатации, не вечен, когда установится царство счастья и справедливости, «не будет ни королей, ни властителей, ни подданных, прекратятся все налоги и платежи, исчезнет насилие и люди будут жить, как браться и сестры, личной собственности также не будет, и потому уже сейчас всякий, имеющий собственность, впадает в смертный грех».

Таким образом, и чашники, и табориты требовали, чтобы священники вернулись к апостольскому состоянию. Также общим было требование наказания за тяжкие грехи. Мацек указывает, что это требование появилось в программе чашников под влиянием таборитов. Итак, мы видим, что имея много общего, программы двух основных гуситских направлений также имели и существенные различия, которые были следствием разной социальной опоры того или иного движения.

Новая фаза гуситского движения. Усиление чешского королевства во время правления Иржи из Подебрад Битва у Липан и Базельские компактаты знаменовали переход к новой фазе гуситской революции, которая стала борьбой за закрепление завоеваний и за их признание феодальной Европой. Недолгое пребывание на троне Сигизмунда, кратковременное правление Альбрехта П (1437-1439), а затем малолетнего Ладислава не способствовали укреплению государственной власти. Власть фактически перешла в руки гетманов, избиравшихся по отдельным краям. За власть в стране боролись две партии: католическая во главе с Ольдржиком из Рожемберка и гуситская во главе с Яном из Рокицан. В 1440 г. высшим гетманом, избранным четырьмя восточными «краями», был избран 24-летний чашник Иржи из Подебрад. В 1448 г. Римская курия отказалась признать Яна из Рокицан архиепископом Чехии. Тогда сосредоточив преданные ему войска в районе Кутной Горы, Иржи из Подебрад неожиданным штурмом взял в сентябре 1448 г. Прагу, назначил в ней новых коншелов из числа чашников и начал беспощадную борьбу с междоусобицами панов, грабежами и беспорядками, мешавшими нормальной экономической и политической жизни страны. Борьба Иржи из Подебрад с паном Олдржиком из Рожемберка продолжалась до 1450 г. Пользуясь поддержкой малой и средней шляхты и горожан, Иржи из Подебрад стал фактическим правителем страны и вскоре чешский сейм присвоил ему звание «земского губернатора». В этом звании он оставался и во время номинального правления несовершеннолетнего Ладислава Погробка (1453-1457) из династии австрийских Габсбургов. Учрежденный в Чехии совет из 12 лиц во главе с земским губернатором по полномочиям приравнивался к королевской власти. В 1457 г. Ладислав Погробок внезапно умер и королем был избран Иржи из Подебрад (1458-1471), который возглавил борьбу за укрепление и централизацию государства.

Экономическая политика Иржи из Подебрад Опираясь на мелкое и среднее дворянство и верхушку бюргерства, он провел реформы с целью развития городов и торговли. По технике сельскохозяйственного производства Чехия находилась на уровне передовых стран Европы. В сельском хозяйстве углублялась специализация в развитии садоводства, виноградарства, огородничества, что делало эти отрасли производства особенно эффективными. Большие доходы приносило разведение в искусственных прудах рыбы. Чешские феодалы чаще прибегали к найму, чем к барщине, отдавали свои земли в срочную аренду крестьянам. Высокими темпами развивалась промышленность, особенно горное дело и металлургия. Серебряные и медеплавильные промыслы, производство бумаги, стекла, типографское дело делали Чехию одной из самых развитых в хозяйственном отношении областей Центральной Европы.

Внешнеполитическое положение Чехии. В 1462 г. папа потребовал от чехов полного послушания в религиозных вопросах и отменил Базельские компактаты. При этом он заявил, что признает Иржи королем только при условии искоренения сект и учений, несогласных с официальной католической церковью. Чешский король заявил о своей решимости бороться за компактаты. В 1465 г. часть чешских панов при активной помощи папской курии создали Зеленогорский союз католических панов, во главе со Зденеком из Штернберга. Вскоре мятежные паны отказали в послушании Иржи из Подебрад и избрали чешским королем Казимира Ягеллончика с правом передачи престола одному из его сыновей. Борьба Зеленогорской конфедерации и римского папы против Иржи из Подебрад принимала все более острые формы. В 1468 г. чешским магнатам удалось втянуть в борьбу венгерского короля Матьяша Хуньяди (Матвея Корвина), который занял всю Моравию и в 1469 г. в Оломоуце был провозглашен своими сторонниками чешским королем. Вскоре Матвей Корвин занял и Силезию.

Положение было чрезвычайно трудным. Иржи из Подебрад решил направить все усилия для разгрома Матвея и его сторонников. Во имя этого он отказался от прав своих наследников на чешский престол и признал эти права за польской королевской династией. В 1469 г. чешский сейм избрал наследником чешского престола польского королевича Владислава Ягеллона. 22 марта 1471 г. Иржи из Подебрад умер. С приходом к власти Владислава Ягеллона закончился гуситский период чешской истории.

Последние материалы раздела:

Самые несовместимые знаки по гороскопу Самые неподходящие пары по знаку зодиака
Самые несовместимые знаки по гороскопу Самые неподходящие пары по знаку зодиака

Астрологи часто советуют выбирать партнеров для любви и брака среди определенных знаков зодиака. Но о несовместимых парах говорят мало. В этой...

Гороскоп стрелец на 20.09. Стрелец — гороскоп на сентябрь. Здоровье и отдых
Гороскоп стрелец на 20.09. Стрелец — гороскоп на сентябрь. Здоровье и отдых

Как рекомендует гороскоп на сентябрь 2017, Стрелец может смело браться за исполнение своих желаний и планов. Особенный успех ждет представителей...

Сколько живут и чем болеют знаки Зодиака?
Сколько живут и чем болеют знаки Зодиака?

Наш 8-й знак - это знак стресса, смерти, это хозяин, роковой знак, все, что связано с нашим 8-м знаком мы воспринимаем с опаской. Когда рядом наш...