В московском кремле обнаружены древние надвратные иконы. Забавно и познавательно - сталин, спас нерукотворный и Икона спаса смоленского на спасской башне

Любовался и знаменитой Спасской башней Московского Кремля .

Из истории Спасской башни Московского Кремля

В 1491 году при князе Иване III для укрепления северо-восточной части города была сооружена Спасская башня. Строительство выполнил архитектор Пьетро Антонио Солари. Сначала она называлась Фроловской, по имени церкви во имя Святых мучеников Фрола и Лавра, расположенной рядом. Сооружение было в два раза ниже, чем сейчас. Многоярусный верх и каменный купол в готическом стиле были возведены значительно позже - в 1624-1625 гг. английским архитектором Христофором Галовеем и русским мастером Баженом Огурцовым. Указом царя Алексея Михайловича 16 апреля 1658 года башня была переименована в Спасскую. Такое название она получила, поскольку через нее шла дорога к Спасо-Смоленскому храму. Есть мнение, что название она получила в честь иконы Спаса Нерукотворного, помещенной над воротами со стороны Красной площади.

Спасские ворота – самые главные из Кремлевских ворот. Мужчины снимали головные уборы перед образом Спасителя со стороны Красной площади. Через них нельзя было проезжать верхом. По легенде, когда Наполеон проезжал через эти ворота, ветер сорвал с него треуголку. Все цари перед коронацией проходили через эти ворота. Воины уходили отсюда на решающие битвы. На протяжении многих лет Спасские ворота открывались очень редко, только в исключительных случаях, например, для проезда кортежа президента. С августа 2014 года через ворота можно выйти на Красную площадь. Попасть в Кремль по прежнему можно только через Кутафью башню.

Спасская Башня - квадратная в основании и имеет 10 этажей. Ее высота - 71 метр. В середине 17 века на ней была помещена фигура двуглавого орла - герба России. Эксперты считали, что образ Спасителя над ее воротами безвозвратно потерян. Предположительно в 1937 году, в год юбилея революции, икона Спасителя, как и другие надвратные образы, была замурована. Но недавно она была найдена. По инициативе Фонда Андрея Первозванного 29 июня 2010 года специалисты начали ее реставрацию. Икона хорошо сохранилась. Ее сюжет посвящен избавлению Москвы от нашествия хана Мехмет-Гирея. Тогда, в 1521 году, преподобные Сергий и Варлаам просили Богородицу о заступничестве перед Богом. И Мехмет-Гирей отступил. Икона страдала и от пожара и во время войны с Наполеоном. После восстановления будет проводиться ее реставрация.

Часы и куранты на Спасской башне Московского Кремля

Первые часы на Спасской башне были установлены в 1491 году. В дальнейшем они неоднократно менялись и реставрировались. Так, в 1625 году под руководством английского мастера Христофора Галовея были сделаны новые, которые исполняли музыку. В 1705 году по указанию Петра I часы были переделаны по немецкому образцу с циферблатом на 12 часов. В 1851-1852 гг. на 8-10 ярусах установили куранты, исполняющие поочередно «Марш Преображенского Полка» и гимн «Коль славен наш Господь в Сионе» Дмитрия Бортнянского. Эти мелодии звучали до 1917 года. В 1920 году на курантах была подобрана мелодия Интернационала.

В 1999 году стрелки и цифры позолотили. Куранты стали исполнять государственный гимн России. Высота римских цифр часов составляет 0,72 метра. Длина часовой стрелки - 2,97 м, минутной - 3,27 м. Часы заводятся с помощью трёх электромоторов. Бой часов осуществляется при помощи молотка, соединённого с механизмом и колоколом. Циферблаты имеют диаметр 6,12 м и выходят на четыре стороны.

Звезда на Спасской башне Московского Кремля

В 1935 году Царского орла на Спасской башне сменила первая пятиконечная звезда - символ советской эпохи. Она была медная, покрыта золотом и уральскими самоцветами. Через 2 года ее сменила рубиновая звезда. Первая звезда теперь венчает шпиль Северного речного вокзала . Размах крыльев новой звезды составляет 3,75 метра. Это чуть меньше, чем у первой. Внутри звезды круглосуточно горит лампа мощностью 5000 вт.

Московский Кремль преподнес историкам и искусствоведам очередную сенсацию. На Спасской и Никольской башнях были обнаружены древние надвратные иконы, замурованные в годы советской власти. Долгое время иконы считались утраченными.

Началось все с того, что епископ Женевский и Западно-Европейский Михаил некоторое время назад предоставил исследователям фотографию иконы святителя Николая на Никольской башне. Снимок сделали после обстрела башен Кремля в октябре 1917 года. Патриарх Тихон в то время передал его адмиралу Колчаку. Однако в современной истории Кремля считалось, что все иконы, располагавшиеся на башнях, полностью утрачены, хотя не существовало никаких документов, свидетельствовавших об их уничтожении.

Ученые предположили, что иконы на Спасской и Никольской башнях все-таки сохранились в киотах под слоем штукатурки.

Искать иконы начали по инициативе Фонда Андрея Первозванного еще в 2007 году. Поскольку Кремль - памятник архитектуры, находящийся под специальной охраной, решение о том, стоит ли искать иконы и как это делать, принимали коллегиально. Была создана инициативная группа, в которую вошли председатель попечительского совета Фонда Андрея Первозванного Владимир Якунин, комендант Московского Кремля Сергей Хлебников, руководитель Рос охранкультуры Александр Кибовский, гендиректор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина, директор ФСО России Евгений Муров.

В феврале 2010 года после всех необходимых согласований решили провести натурные исследования. С 23 по 27 апреля 2010 года был сделан зондаж. Под слоем штукатурки нашли металлическую решетку и сетку, которые на 10 сантиметров отставали от живописи. Икона на Спасской башне датируется искусствоведами XIX веком, предположительно последние обновления были сделаны в 1896 году.

На Никольской башне просматривается изображение в более древней технике, темперной. Предположительно конца XV - начала XVI века. Активно реставрационными работами на башнях занялись сразу после майских праздников. По ходу работ реставраторы определят сроки и постараются закончить восстановление икон до конца августа.

Согласно историческим хроникам на Спасской башне находится икона Спасителя с припавшими к его ногам преподобными Сергием и Варлаамом. А на Никольской башне должна оказаться фреска Николы Можайского. В лекциях известного искусствоведа Игоря Грабаря есть упоминание о том, что во время боев в октябре 1917 года надвратный образ Николы Можайского на Никольской башне был изрешечен пулями и осколками, но сам лик не пострадал, что верующими москвичами было воспринято как чудо.

Елена Гагарина, генеральный директор Музеев Московского Кремля, отмечает, что самый неизученный памятник архитектуры в Москве - это Кремль:

Любая работа по реставрации в Кремле влечет за собой массу открытий и знаний о жизни Российского государства. Названия башен Кремля изначально не были связаны с изображенными на них иконами. Так, Спасская башня до написания на ее стене иконы Спасителя называлась Фроловской, а затем получила название Спасской, поскольку через нее шла дорога к Спасо-Смоленскому храму, располагавшемуся за собором Василия Блаженного. А от Никольской башни начинался путь к храму Николы Старого.

Спасская (Фроловская) башня — одна из 20 башен Московского Кремля, выходящая на Красную площадь. В башне расположены главные ворота Кремля — Спасские, в шатре башни установлены знаменитые часы — куранты

фото 2013 года

История

Башня была сооружена в 1491 году в период княжения Ивана III архитектором Пьетро Антонио Солари, о чём свидетельствуют белокаменные плиты с памятными надписями, установленные на самой башне.

При постройке башня была приблизительно вдвое ниже. В 1624-1625 годах английский архитектор Христофор Галовей при участии русского мастера Бажена Огурцова возвели над башней многоярусный верх в готическом стиле (в пятом ярусе имеются аркбутаны) с элементами маньеризма (несохранившиеся обнаженные статуи-«болваны»), образное решение которого восходит к башни ратуши в Брюсселе (окончена в 1455 г.), заканчивающийся каменным шатром. Фантастические фигурки — элемент декора — при царе Михаиле Федоровиче наготу которых стыдливо прикрыли специально сшитыми одеждами. В середине XVII века на главную башню Кремля водрузили первого двуглавого орла, являвшегося гербом Российского государства. Впоследствии двуглавые орлы появились на Никольской, Троицкой и Боровицкой башнях.

Спасские ворота являлись главными из всех Кремлёвских и всегда почитались святыми. Через них нельзя было проезжать верхом, а проходящие через них мужчины должны были снимать головные уборы перед образом Спасителя, помещённым на внешней стороне башни, освещаемым неугасимой лампадой. Тот, кто ослушивался святого правила, должен был сделать 50 земных поклонов. На образ Спаса Смоленского молились приговорённые к смерти преступники, которых казнили на Лобном месте (впрочем, современные историки утверждают, что на самом Лобном месте казни никогда не проводились). Спасские ворота являлись парадным въездом в Кремль. От священных ворот уходили на битву полки, и здесь же встречали иностранных послов. Все крестные ходы из Кремля шли через эти ворота, все правители России, начиная с царя Михаила Фёдоровича перед коронацией торжественно проходили через них. Существует легенда, что когда Наполеон проезжал через Спасские ворота в захваченной Москве, то порыв ветра стащил с него его знаменитую треуголку. При отступлении французской армии из Москвы Спасскую башню было приказано взорвать, однако подоспевшие донские казаки потушили уже зажжённые фитили.

Слева и справа от Спасских ворот всегда находились часовни. Слева стояла часовня Великого Совета Откровения (Смоленская), справа — Великого Совета Ангела (Спасская). Часовни построены каменными в 1802 году. В 1812 они были разрушены и восстановлены по новому проекту. В 1868 году, при реставрации Спасской башни по проекту архитектора П. А. Герасимова, часовни были разобраны и построены заново. 22 октября 1868 года новые шатровые одноглавые часовни были освящены. Обе часовни принадлежали Покровскому Собору. В обязанности настоятелей часовен входил уход за неугасимой лампадой у надвратной иконы Спаса Смоленского. Обе часовни были снесены в 1925 году.

Кремль 1883 года


Часовни у Спасских ворот 1883 год

Первоначальное наименование башни — Фроловская — происходит от церкви Фрола и Лавра на Мясницкой улице, куда вела дорога из Кремля через эти ворота. Церковь не сохранилась до наших дней.

В 1658 году по царскому указу Алексея Михайловича Фроловские ворота были переименованы в Спасские в честь иконы Спаса Смоленского, написанной над проездными воротами со стороны Красной площади, и в честь иконы Спаса Нерукотворного, находившейся над воротами со стороны Кремля. За ними это название унаследовала и вся башня.

Спас Смоленский

Первой русской иконой считается образ Спаса Смоленского, написанный в благодарность за взятие Смоленска в 1514 году и помещенный над Фроловскими воротами Кремля. В 1521 году в память об избавлении Москвы от осады войска хана Махмет-Гирея прямо на стене над Фроловскими воротами со стороны Красной площади была написана фреска, заменившая икону. Первое описание этого образа содержится у Павла Алеппского, посетившего Москву в середине XVII в. На надвратной фреске Спас Смоленский изображён Спаситель в полный рост с раскрытым Евангелием на словах «Рече Господь... Аз есьмь дверь, Мною аще кто внидет, спасется» в левой руке, с припадающими к его ногам святыми преподобными Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским. Образ Спаса Смоленского, почитавшийся чудотворным, украсили золоченой ризой, поместили в киот, а перед киотом повесили фонарь. За огнем лампады следил причт храма Василия Блаженного. Сохранилось предание, что когда французы в 1812 году пытались похитить драгоценный оклад, икона явила чудотворную силу: приставленная лестница опрокинулась, святыня осталась невредима. В 1895 году надвратную икону реставрировали, нанося новый слой.

Спас Нерукотворный

В середине XVII века по центральным районам Московского государства прошла эпидемия моровой язвы (чумы), в которой особенно пострадала Москва. Один из городов, Хлынов, эпидемия обошла стороной, стали появляться слухи, что причиной этого является чудотворный образ Спаса Нерукотворного, которому молились горожане. Узнав об этом, царь Алексей Михайлович повелел привезти икону в Москву. Образ доставили крестным ходом в 1648 году. Икона так понравилась царю, что он велел оставить её в Москве, где она располагалась в Новоспасском монастыре. Взамен в Хлынов был отправлен точный список с иконы, второй список был установлен над Фроловскими воротами со стороны Кремля, через которые образ привезли в Москву. В 1839 году икона была украшена серебряной вызолоченной ризой с драгоценными камнями взамен похищенной французами в 1812 году.

С приходом к власти большевиков надвратный образ, как и сама икона Спаса Нерукотворного были утрачены. Не удалось уберечь и список, отправленный в Вятку (Хлынов). Список с чудотворного образа XIX века сохранился в Новоспасском монастыре, который занимает в иконостасе Спасо-Преображенского собора место оригинала

До 11 мая 2010 года надвратный образ Спаса Смоленского считался утраченным, так как не существует никаких официальных документов о том, что произошло с ним в годы советской власти. В 2000 году по старым фотографиям были сделаны мозаичные иконы, которые патриарх Алексий II передал избранному президенту В. Путину для размещения их на кремлевских башнях, однако в достоверности изображений новых икон усомнились и дело отложили. Ещё оставалась надежда, что где то сохранились оригинальные образы. В 2007 году с инициативой восстановления надвратных икон выступил фонд Андрея Первозванного. Ввиду того, что тогда точно не знали, что иконы написаны прямо на стенах, а не являлись отдельными элементами специалисты два года искали образ в запасниках Третьяковской галереи, Музея Рублева и других крупнейших музеев России. Всё, что видели москвичи и гости столицы до 2010 года — это заштукатуренный белый прямоугольник ниши иконы над Спасскими воротами. Наконец после долгих согласований в штукатурке были сделаны шурфы и образ Спаса Смоленского спустя 73 года вновь увидел свет.

Восстановление надвратной иконы

Последний раз надвратный образ видели в 1934 году. Вероятно, когда были сняты с башен двуглавые орлы, были и закрыты иконы, а в 1937 замурованы штукатуркой. Долгое время о надвратной иконе напоминал лишь белый прямоугольник, окаймленный рамкой. Образ над воротами считался утраченным (нет ни одного документа об этом), пока проведённое в конце апреля 2010 года зондирование надвратного киота Спасской башни не показало наличие под штукатуркой образа Христа. Председатель фонда Андрея Первозванного Владимир Якунин на пресс конференции объявил, что образ Спаса Смоленского будет восстановлен к августу.

В конце июня 2010 года начался первый этап по восстановлению древнего образа Спасителя. После 12 июня над Спасскими воротами были установлены реставрационные леса. Рабочие счистили штукатурку и демонтировали сетку, защищавшие икону Спаса Смоленского от внешней среды. Затем эксперты определяли состояние и как именно реставрировать надвратную икону Спасской башни. Так, как фреска повторно записывалась в 1895 году реставраторы в зависимости от состояния иконописного изображения решали, открывать ли более ранние слои.

К 5 июля 2010 года икона Спаса Смоленского была полностью открыта. По примерным оценкам реставраторов икона сохранилась на 80%. Были заметны следы от осколков, полученные при обстреле башни, и от штырей, державших сетку.

фото 28 августа 2010 года

24 августа 2010 года стало известно, что реставрация иконы Спаса Смоленского завершена. Позолоту, нанесенную в 1895 году было решено не восстанавливать, но и более ранние слои не открывать. Реставраторы точечно восстановили краски и утраченные фрагменты.

26 августа cо Спасских ворот сняли леса и надвратная икона Спасской башни снова предстала перед посетителями Красной площади. Реставрация иконы Спаса Смоленского заняла почти 2 месяца.
Освящение возвращенной святыни патриархом Кириллом произошло 28 августа 2010 года в праздник Успения Богородицы .


Мемориальные доски

Над Спасскими воротами висит мемориальная доска (копия, повреждённый оригинал находится в фондах кремлёвского музея) с надписью на латыни:

Цитата: IOANNES VASILII DEI GRATIA MAGNUS DUX VOLODIMERIAE, MOSCOVIAE, NOVOGARDIAE, TFERIAE, PLESCOVIAE, VETICIAE, ONGARIAE, PERMIAE, BUOLGARIAE ET ALIAS TOTIUSQ(UE) RAXIE D(OMI)NUS, A(N)NO 30 IMPERII SUI HAS TURRES CO(N)DERE F(ECIT) ET STATUIT PETRUS ANTONIUS SOLARIUS MEDIOLANENSIS A(N)NO N(ATIVIT) A-(TIS) D(OM)INI 1491 K(ALENDIS) M(ARTIIS) I(USSIT)P(ONE-RE)

С внутренней стороны стены надпись на русском языке, сохранившаяся со времён строительства:

Цитата: В ЛЕТО 6999 ИУЛИА БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ СДЕЛАНА БЫСТ СИА СТРЕЛНИЦА ПОВЕЛЕНИЕМЬ ИОАННА ВАСИЛЬЕВИЧА ГДРА И САМОДРЪЖЦА ВСЕЯ РУСИИ. И ВЕЛИКОГО КНЗЯ ВОЛОДИМЕРЬСКОГО. И МОСКОВСКОГО И НОВОГОРОДСКОГО. И ПСКОВСКОГО. И ТВЕРЬСКОГО. И ЮГОРСКОГО И ВЯТСКОГО. И ПЕРМСКОГО. И БОЛГАРСКОГО. И ИНЫХ ВЪ 30 Е ЛЕТО ГДРЬСТВА ЕГО А ДЕЛАЛЪ ПЕТРЪ АНТОНИЕ ОТ ГРАДА МЕДИОЛАНА

Вконтакте

В середине XVII в. по центральным районам Русского государства прошла эпидемия моровой язвы (чумы), в которой особенно пострадала Москва.

Один из городов, Хлынов, эпидемия обошла стороной, стали появляться слухи, что причиной этого является чудотворный образ Спаса Нерукотворного, которому молились горожане.

Узнав об этом, царь Алексей Михайлович повелел привезти икону в Москву. Образ доставили крестным ходом в 1648 г.

unknown , Public Domain

Икона так понравилась царю, что он велел оставить её в Москве, где она располагалась в . Взамен в Хлынов был отправлен точный список с иконы, второй список был установлен над воротами со стороны , через которые образ привезли в Москву.

В честь образа Спасителя и фрески Спаса Смоленского с внешней стороны ворота, через которые была доставлена и сама башня были названы Спасскими.

В 1839 г. икона была украшена серебряной вызолоченной ризой с драгоценными камнями взамен похищенной французами в 1812 г.

Народный собор , Public Domain

С приходом к власти большевиков надвратный образ, как и сама икона Спаса Нерукотворного были утрачены.

Новоспасский монастырь был закрыт в 1918 г. Незадолго до этого чудотворная икона из него пропала.

Не удалось уберечь и список, отправленный в Вятку (Хлынов) - в 1929 г. в Вятке был закрыт Спасский собор и хранившийся в нём список также исчез. Однако, в июне 2010 г. по инициативе движения «Народный Собор» в Москве иконописцем Дмитрием Винокуровым был написан точный список знаменитой чудотворной иконы Вятского Спаса по старинной репродукции, обнаруженной вятским искусствоведом Галиной Алексеевной Моховой.

28 августа 2010 года новый точный список Спаса Нерукотворного был передан в Спасский собор Кирова (бывш. Вятки).

Список с чудотворного образа XIX в. сохранился в Новоспасском монастыре, который занимает в иконостасе Спасо-Преображенского собора место оригинала.

Надвратный киот Спасской башни с внутренней стороны Кремля по-прежнему пустует.

Фотогалерея

Полезная информация

Спас Нерукотворный на Спасской башне

Вятский (Хлыновский) образ

Отличительной особенностью вятского Спаса Нерукотворного является изображение ангелов, стоящих по сторонам, фигуры которых не полностью прописаны.

Ангелы не стоят на облаках, а как бы парят в воздухе. Можно выделить и своеобразные особенности лика Христа.

На вертикально свисающем полотнище убруса с волнообразными складками фронтально изображен чуть удлиненный лик с высоким лбом. Он вписан в плоскость иконной доски так, что центром композиции становятся крупные глаза, наделенные большой выразительностью.

Взгляд Христа направлен прямо на зрителя, брови высоко подняты.

Пышные волосы опускаются длинными, отлетающими в сторону прядями, по три слева и справа. Короткая борода разделена на две части.Пряди волос и борода выходят за пределы окружности нимба.

Глаза написаны легко и прозрачно, их взгляд обладает притягательностью реального взгляда. Лик Христа выражает спокойствие, милосердие и кротость.

Забавно и познавательно - Сталин, Спас Нерукотворный и мистика November 14th, 2012

Новый на кобыле.
Едет к миру Спас.
Наша вера - в силе.
Наша правда - в нас!
С. А. Есенин, «Инония»

На Спасской башне Московского Кремля есть икона Спасителя. Но мало кто знает, что образ Спаса Нерукотворного на главных воротах страны уцелел благодаря И.В.Сталину! (+ Сталинградский планетарий в котором портрет Сталина претерпел абсолютно аналогичную судьбу)

История гласит: В середине XVII века в Московском государстве свирепствовала эпидемия чумы. Мор не затронул только город Хлынов (Вятку), хранимый чудотворной иконой Спаса Нерукотворного. В 1648 году по повелению царя Алексея Михайловича крестным ходом чудотворную икону доставили в Кремль. Реликвию передали Новоспасскому монастырю, а Хлынову вернули точный список с иконы, второй список был установлен над кремлевскими воротами, через которые образ прибыл в Кремль. По образу Спаса ворота и надвратную башню стали именовать Спасскими.
Считалось, что с приходом советской власти древняя икона была утрачена. Список чудотворного образа сохранился в иконостасе Спасо-Преображенского собора в Новоспасском монастыре и на Спасской башне Кремля. 2 ноября 1917 года при захвате Кремля революционерами в циферблат курантов на Спасской Башне попал снаряд, но икона не пострадала. В 1918 году к празднику Первомая, чудотворную икону на Спасской башне стыдливо задрапировали кумачом, но в самый разгар празднования порывом ветра сорвало драпировку, и народ, осененный ликом Спасителя, увидел в этом знамение.

22 мая 1918 года Патриарх Тихон совершил Божественную литургию в Казанском соборе на Красной площади, завершив ее крестным ходом у Никольских воротам и торжественным молебном святителю Николаю пред его образом над вратами. Надвратный образ Спасителя был открыт до 1934 года, когда начались работы по замене на башнях Кремля двуглавых орлов звездами. К празднику Октябрьской революции 24 октября 1935 года на Спасскую башню водрузили позолоченную звезду. Затем ее заменили на рубиновую. Все это время образ был задрапирован.
В 1937 году А.Н.Поскребышев и Н.С.Власик, обсуждая завершение работ по реконструкции Спасской башни Кремля, спросили Сталина, что будем делать с иконой - закрыть или совсем её убрать? «…закройте, но аккуратно, может ещё пригодиться» - ответил вождь. Тогда слово вождя выполнялось четко и молниеносно. Строители уважительно упаковали икону, бережно замуровав ее железной сеткой и штукатуркой. Так И.В.Сталин сохранил древнюю реликвию русского народа - чудотворную икону Спаса Нерукотворного.

Эту сокровенную тайну хранил лишь узкий круг православных офицеров. Судя по всему, дошла она до хозяйки музеев Кремля - дочери первого советского космонавта Е.Ю.Гагариной и даже до самого Президента России В.В.Путина, которого в 2007 году благословил на восстановление надвратных икон башен Московского Кремля приснопамятный Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. И вот теперь рад Вам сообщить, что сбылось предание: над Спасскими воротами вновь воссил чудотворный образ Спаса Нерукотворного.

Продолжение:

Планетарий был подарен жителям Сталинграда народом ГДР к 70-летию товарища Сталина. Было это в начале 50-х годов. С в фойе напротив входа был повешен мозаичный портрет Иосифа Виссарионовича. (Флорентийская мозаика). Весьма впечатляет. Он собран из уральских самоцветов. В начале 60-х руководству музея было приказано этот портрет уничтожить, но в итоге его замаскировали слоем штукатурки.

Великолепный художественный портрет-панно генералиссимуса СССР И. В. Сталина, выполненный в стиле флорентийской мозаики, - это работа выдающегося советского художника Аракелова Вартана Нерсесовича, автора многих подобных портретов учёных и космонавтов, украшающих интерьеры зданий в городах бывшего великого СССР. С 1954 года панно-мозаика находится напротив главного входа - в холле Сталинградского Планетария.

Белый цвет портрета выполнен из перламутра, зеленый - из яшмы и малахита. Погоны и пуговицы отделаны так называемым «фальшивым золотом». Другие детали портрета также выполнены из драгоценных камней - уральских самоцветов.

В период десталинизации, проводимой в конце 50-х - начале 60-х годов выродком Хрущевым и его прихлебателями, мозаику было приказано уничтожить. Но директором планетария тогда работала одна умная женщина, которая проигнорировала приказ хрущевских десталинизаторов и распорядилась скрыть мозаику. Сотрудники музея смазали портрет маслом, покрыли несколькими слоями пергамента, замазали масляной краской, заклеили несколько слоёв газеты, загрунтовали и зашпаклевали в несколько слоёв и окончательно замуровали с применением цемента.

В 1990-х годах сотрудники музея вспомнили, что у них есть великолепный портрет, спрятанный в стене планетария. На одном из совещаний с участием директора Планетария Владимира Ивановича Фролова и главы города Волгограда Юрия Чехова было принято решение восстановить художественное произведение. Работы по восстановлению экспоната проводились двумя художниками в течение двух месяцев в ночное время.

При написании использованы материалы

Последние материалы раздела:

Как свести к минимуму расходы на обменный курс при совершении покупок в Интернете
Как свести к минимуму расходы на обменный курс при совершении покупок в Интернете

Содержание Лишние траты денег закономерны при больших доходах, но они не являются исключением при детальном анализе для семей с небольшими...

Авиационный английский для летного состава, MLS International College, Англия, Борнмут
Авиационный английский для летного состава, MLS International College, Англия, Борнмут

Первым делом, первым делом самолеты.. А английский всё-таки откладывать на потом не стоит. Ведь у Вас есть прекрасная возможность подтянуть Ваши...

Калий он как называется. Характеристика калия. Строение калия. Соединения калия. Присутствие в природе калия
Калий он как называется. Характеристика калия. Строение калия. Соединения калия. Присутствие в природе калия

Калий (Kalium, от араб, qili - поташ) К - элемент I группы 4-го периода периодической системы Д. И. Менделеева, п. н. 19, атомная масса 39,102....