Легендарные электроклавиши. Hammond Organ

Орган Хаммонда был создан в 1935 году. Его отличительной особенностью является то, что он не только механический музыкальный инструмент, и не духовой, как другие органы, а электромеханический. Название инструмент получил по имени своего создателя и проектировщика - Л. Хаммонда.

Первоначальное назначение органа Хаммонда

Это был не столь дорогой инструмент, как обычный духовой орган. Поэтому церкви покупали его как альтернативу. Но оказалось, что орган Хаммонда пригоден для исполнения блюза и другой модной музыки. С тех пор музыкальный инструмент получил более широкое распространение, чем предполагалось. Его применяли военные музыкальные ансамбли, на нем изучали тембр, используя в акустических научных исследованиях. Покупали его и частные лица для домашнего музицирования.

История изобретения

Изобретатель Лоренс Хаммонд имеет значительные заслуги по части открытий. Например, стереокино было первоначально именно его идеей. Всего на его счету около 80 патентов на изобретения, а первый из них получил в 16 лет Хаммонд. которого было тщательно разработано, был не первым его детищем.

Купив бывший в употреблении рояль, он вынул клавиши и использовал их для своих экспериментов в области звуковой генерации. Разработав метод электрического воспроизведения звуков, уже через год конструктор смог представить новый музыкальный инструмент на Промышленной выставке. Основой для синтеза звукового сигнала было воспроизведение с помощью механических фонических колес. Рычаги помогали смешивать различные формы электрического сигнала. Двигатель вращал диски, имеющие волнистую кромку. Клавиатура электрооргана приводилась в действие, в результате каждый диск воспроизводил ноту. Электрический магнит располагался напротив. Из-за скорости вращения и частоты, задаваемой "неровностями" диска, формировался тон определенной высоты. К тону были добавлены несколько гармоник, которые отвечали за более высокие и более низкие звуки. Регистры регулировали громкость. Так синтезировался звук под действием синхронного двигателя, также являющегося изобретением данного автора.

Патент на орган Хаммонда и торговая марка

В наше время японская компания Suzuki является владельцем музыкального бренда Hammond, так как приобрела данную торговую марку. Suzuki, будучи автомобильной фирмой, давно присматривалась к инструменту. Было выпущено несколько аналогий, не идущих в сравнение с первоначальным электроорганом. Их называют лишь муляжами по сравнению с оригинальным инструментом. В 2011 году образовалось подразделение Hammond Suzuki.

Самим Хаммондом инструмент был запатентован в очень короткие сроки, в 1934 году. Видимо, это произошло из-за соответствующей финансовой и политической обстановки. Первоначально поступившая в продажу модель органа имела 2 клавиатуры с 61 нотой. А также была снабжена регистрами для клавиатур, 25 педалями и регистрами для педалей. Орган приобрел значительную популярность, но в этом помог некоторый случай.

Начало популярности

Интересна история о двух инженерах, работавших на Г. Форда, который поручил им сделать электрический орган с заданными габаритами. Время на выполнение поручения было ограничено, и инженеры решили пойти в Патентное Бюро, где и нашли уже выданный Хаммонду патент на подобную разработку. Все параметры были именно такими, как заказывал Г. Форд. Но это не было совпадением. Форд просто заинтересовался новым органом, узнав о нем, и решил выкупить патент, избегая огласки. Ведь автор изобретения может начать торговаться, а Форд этого не любил.

Инженеры пригрозили Хаммонду неприятностями и попросили продать патент. Презентация планировалась только на апрель 1934 года, то есть, через пару месяцев до этого случая. Инженеры получили отказ. Тогда Г. Форд лично попросил привезти ему инструмент после окончания его сборки.

Форд ознакомился с органом и не купил его, хотя сказал, что через два десятилетия каждый должен иметь возможность купить такой домашний музыкальный инструмент. После чего был дан обед. Теперь Форд поинтересовался ценой и, узнав ее, купил сразу 6 экземпляров. Агенты Хаммонда выставили цену в 1250 долларов. Таким образом, первая продажа органов состоялась еще до презентации на Индустриальной выставке искусств.

Компания по продаже электроорганов

Дальнейшую судьбу музыкального инструмента можно назвать счастливой. Хаммонд не делал большую накрутку на каждую продажу. Но надо сказать, что Форд просил его об этом, предлагая деньги и работников для компании. Первый год дал реализацию в 1400 штук органов. Потенциальными покупателями считались церкви, но и множество отдельных граждан, в числе которых был президент Рузвельт, купили инструмент.

Несмотря на высокую цену органа, его популярность была еще более значительной. За два последующих года компания сделала прибыль в сотни тысяч долларов, что по меркам нашего времени эквивалентно миллионам.

Появление противников успешного производства

Те, кто выпускал органы прежних моделей, то есть духовые, понесли убытки из-за компактных габаритов нового инструмента и сравнительной дешевизны. Цены были просто несоизмеримы. Начав проигрывать на рынке, производители прежних органов обратились с жалобой в торговую комиссию. Жалоба содержала просьбу: Хаммонд не должен впредь называть свой инструмент органом. Основанием было прописано отсутствие должного звукового диапазона по оттенкам и гармоникам, достаточного, чтобы соответствовать органу.

Проверка электрооргана на соответствие церковной традиции

Данное заявление не было лишено реальных оснований, так как почти соответствовало действительности. Звучание электрического инструмента отличалось от традиционного церковного органа. Но комиссия не посчитала это очевидным и решила устроить показательное соревнование в церкви при От слушателей было скрыто, на каком инструменте исполняется музыка. Орган Хаммонда или традиционный?

Жюри состояло из студентов, но это была всего одна его часть. Вторая группа включала знаменитых музыкантов и дирижеров. Профессиональные музыканты улавливали различие в большинстве случаев, в то время как студенты не всегда могли отличить исполнения. Но на 100% определить разницу не смогла ни одна группа.

Фирма Хаммонда получила право называть инструмент органом, но было предписано не рекламировать его как инструмент с бесконечным звуковым диапазоном. Точная цифра была определена как 253 миллиона звуков.

Конкуренция

Фирма "Лесли" решила производить свои электронные музыкальные инструменты, аналогичные Hammond, что привело к конкуренции. Электрический ток в Америке начали переводить с частоты 50 Герц на 60. Д. Лесли заменял генераторы тона на органах для соответственного звучания. В то время он хотел работать в фирме Хаммонда, но не был принят. Тогда он решил заняться производством громкоговорителей для электрического органа и достиг превосходства над инженерами Хаммонда.

Leslie выпускала динамики, которые компания Хаммонд применяла в своем органе. Это были сложные части инструмента с вращающимися компонентами. Компании находились во враждебных отношениях, хотя их учредители не ссорились и не дружили. Продукция Д. Лесли не рекламировалась столь же активно, но по качеству выигрывала.

Вражда была прекращена после смерти Л. Хаммонда тем фактом, что в 1980 году его компания купила фирму Leslie по производству динамиков. Сам Лоренс Хамонд умер в 1973 году.

Развитие конструкции инструмента

После появления первой модели последующие музыкальные инструменты изнутри не всегда подвергались большим изменениям. Часто просто заменяли корпус. Но можно упомянуть и о добавочных устройствах, значительно обновлявших конструкцию. Это, например, вибрато, а впоследствии и усилители, которые встраивались в музыкальные инструменты.

Динамики Leslie также обладали необычным эффектом, так как оснащались вращающимися рупором и отражателем. Эти детали находились соответственно в высокочастотном и всего в двух. Звук изменялся по комплексу параметров: тембру, частоте, амплитуде.

Знаменитые исполнители музыки на органе Хаммонда

Органы Хаммонда использовались для исполнения музыки самыми знаменитыми музыкальными коллективами, почти всеми рок-группами. В те времена органный тембр был очень популярен, поэтому без включения его в свою композицию не обходился ни один современный музыкант. Ни одна уважающая себя рок-группа не выходила на сцену без органа Хаммонда. Например, активно применяла его группа Deep Purple, а также "Битлз". Даже в период массового увлечения воспроизведением семплов в некоторых синтезаторах находилось несколько его тембров. В наше время интерес к историческим инструментам возродился, поэтому орган Хаммонда вновь стал востребованным.

Самый знаменитый исполнитель на игравший на Hammond, был избран в результате опроса, проведенного журналом Keyboard. Это Keith Emerson, неоднократно признанный лучшим по результатам года. Кстати, он достаточно необычно обращался со своим инструментом. С помощью обычных ножей он добивался закрепления клавиш, чтобы обеспечить продолжительное звучание нотам, в то время как сам обеими руками продолжал музицировать. Впоследствии именно его инструмент стал использоваться для семплов органа Hammond в популярном звуковом модуле Vintage Keys фирмы E-mu.

Настоящий период в жизни органа

Органы Хаммонда в первоначальном виде перестали производиться в 1976 году, осталась лишь громкая слава. Было произведено множество моделей музыкального синтезатора звука, но большинство называют лишь игрушками по сравнению с оригиналом. Электронный синтез звука, копирующий Hammond на основе микросхем, довольно сложный процесс, если говорить о точном воспроизведении. Но до сих пор многие компании по ремонту инструментов выпускают запчасти для Hammond и ремонтируют его.

В 70-х к производству были приобщены японские инженеры, а в 1986 году компания Suzuki приступила к приобретению марки Hammond. В то время она уже полностью имела фирму Leslie в собственности. Теперь, производя собственные Hammond organ, японская корпорация использует несколько иные методы звукового воспроизведения.

Хаммонд орган - знатная мебель ! Приобретая эту вещь, вы подчеркиваете свой социальный статус . Еще бы) Ведь сей девайсик стоит в треть двухкомнатной квартиры по нынешним ценам. И это не считая необходимого атрибута - лесли-кабинета . В общем, дядьки, это та штука, которая должна стоять у больших и важных мужчин, например, в гостиной, ну или у себя в музкомнате. Коллекционеров - в топку - инструмент должен работать .

Начнем-с с начинки ... Первое, на что нужно обратить внимание - инструмент полностью аналоговый . То есть весь звук генерируется нецифровыми устройствами, а в данном случае - электромеханикой. Электромеханика имеет вид сквозного вращающегося вала , на котором расположены волосатые диски с контактами, подведенные к каждой клавише. Если инструмент замученный, то это легко проверяется на слух (состояние этих дисков).
На фото, в верхней секции слева мотор, вращающий вал, в нижней секции - блок питания и выходы с усилителя.
Хаммонд, как и прочие инструменты подлежит настройке .

Существует несколько видов Хаммондов, как цифровых, так и аналоговых... Ну естественно же я пишу о легендарных аналоговых моделях типа B-3 или C-3 с кабинетом Лесли , которые создали хрестоматию звучания рок"н"ролла, да и вообще рок-музыки в целом.

Сам лесли-кабинет представляет собой колонку с динамиками внутри и двигателями, которые вращательным методом создают эффект вибрато. Простыми словами - там вращаются динамики и заслонки . Как правило кабинет мощностью 40Вт.

Есть косяк - орган создан и эксплуатировался/ется в пендосии, где сетевое напряжение 110В , поэтому, если вы хотите сохранить аутентичность агрегата (не вносить изменений в питающую схему) - запаситесь полукиловатным преобразователем сетевого питания .
Второй косяк - это докуя места и неподъемный вес. Ладно уже сам орган, но к этой штуковине идет дополнительный гроб - кабинет Лесли (еще + ~3,5k зелени), без которого, в принципе, такие модели, как C3 и B3 звучать не будут , да и Лесли - это практически самая важная органная фишка рокнролла . Так что готовтесь, что данный мебельный декор будет занимать четверть вашей понтовой гостиной))

Многие осовремененные меломаны скажут, что Хаммонд - прошлый век ... ...ан нет! Сегодня постоянно можно услышать орган даже и у очень молодых групп и групп, от которых практически не ожидаешь использование оного (напр. Limp Bizkit). Часто мелькает инструмент в различных фьюжн, джаз и блюзовых командах - и очень клево мелькает! Например, я люблю, когда хаммонд звучит как настоящий паровоз !

Теперь немного о настройках...
В начале каждой клавиатуры (исключая педали-клавиши под ногами) имеются инверсно раскрашенные октавы - это пресеты , ткскзть, нерегулируемые настройки заданные мастером на заводе. Естественно их программировать нельзя )) Струмент ведь бородатого года!
Сверху над всеми клавиатурами находится самая интересная хренатень! - движки обертонов для каждой клавиатуры (по 9 движков на ручные клавиатуры и 2 движка обертонов на ноги). То есть орган можно настроить самым невоображаемым образом, если выдвигать движки на определенный уровень громкости обертона. Лично я люблю, когда он пронзителен и резинов) В дополнение к этому есть несколько переключателей, управляющих атакой, затуханием и фильтрацией. Под второй клавиатурой, слева - управлятор скоростью вибрато лесли-кабинета с двумя режимами slow и fast. Кстати, сам кабинет весьма хитро запускается:

Сначала стартуем движок тумблером START, потом включаем поддержку скорости RUN.

Клавиатура, хоть и добротно выполнена , но ничего общего не имеет с ощущениями на фоно, в виду отсутствия молоточковой системы . Она мягкая ровно настолько, насколько мягкие клавиши на каком-нить там малобюджетном пластиковом синтезаторе типа PSR.

В общем, игра на данном инструменте никак не сравнится с игрой на синтезированном хаммонде. Когда играешь на нем, то звук Лесли дает тебе бейсбольной битой по башке , что теряешь дар речи)

На Хаммонде можно играть руками и ногами ))) Кстати, к органу идет еще и весьма симпатичная скамеечка для музыканта из натурального лакированого дерева)
Каждый уважающий себя клавишник или состоявшийся музыкант просто обязан иметь у себя на студии или дома Хаммонд орган , но, к сожалению, это не всем по карману.

Adam Monroe Music Rotary Organ был сэмплирован из органа Hammond M3. Конечная цель заключалась в том, чтобы смоделировать звук органа Hammondnd B3 с вращающимся динамиком Лесли внутри плагина VST / AU / AAX. Каждая буксировочная полоса на каждой ноте сэмплирована индивидуально через встроенный динамик органа через микрофон Neumann TLM 102.

Сигнал был усилен через Fender Deluxe Reverb и записан на Sennheiser e906. Оба сигнала были пропущены через предусилители Grace M101. Орган Hammond M3 объединяет последние две гармоники в один тяговый стержень, эта нота не включена. Вместо этого использовалась технология «цифрового фолдбэка», чтобы расширить гармоники Hammond M3, чтобы они были похожи на гармоники Hammond B3.

The organ"s range was augmented to be similar to that of a Hammond B3. This was accomplished by using the Organ"s pedal tones to add the lower octave notes.

The Leslie Speaker simulation was designed to mimic a real Leslie. The signal is split to a virtual bottom rotor and virtual upper rotor at around 600 Hz. Vibrato, chorus, and panning processing are used to simulate the rotation of the rotors. The upper rotor spins between 48/409 RPM"s and the bottom rotor spins between 40/354 RPM"s. Bottom rotor rotation can be bypassed. The Leslie simulation can also be bypassed.

B3 effects where also digitally simulated and these include percussion, vibrato, and key click. Vibrato scanner is similar to that of a B3 and includes vibrato as well as vibrato+chorus. Key click was simulated by adding random noise to the attack and release samples. Some key click can be heard in the original samples but the effect has been exaggerated. Percussion was simulated in VST as it is in real life: a higher amplitude, percussive decaying sound is added to the instrument via the 2nd or 3rd harmonic. The plugin also includes reverb, braking, variable acceleration, drive/distortion, smoothing, adjustable stereo panning, key-splitting, and preset switching.

ENGINEERING:
The instrument was equalized to sound slightly more aggressive than a typical Hammond organ and therefore has the potential to stand out more in a mix. This can be adjusted with the "smoothing" knob, which will attenuate some of the harsher frequencies

Inside the VST the amp and speaker signals go through preamp/gain staging whether or not the Leslie bypass is engaged. The plugin requires a decent CPU - at least an Intel Core I3. This is because internally each harmonic is being summed for each note - which can include things like percussion and key click - meaning that each note requires upwards of 22 voices. Internally the VST is capped at 330 voices, which is equivalent to 15 notes of polyphony. The voicelist also requires extra processing power, as (unlike a piano or other percussive instrument) each not can be sustained indefinitely, and thus newer notes must work around this limitation.

The plugin also does a fair amount of internal eq and sonic shaping depending on the preset. A great deal of time was spent experimenting and finding useful drawbar settings and eq combinations. There are 32 built-in presets modeled after classic Hammond Organ drawbar settings. You can hear an audio demonstration of these presets in the mp3 section.

The memory footprint of the plugin is around 400 MB. All of the plugin"s samples are loaded into memory upon loading as the plugin is primarily comprised up of looped samples, padded out with short attack and release samples. This means that this particular plugin is not dependent on a fast hard drive as it does not need to buffer samples during execution.

The plugin is designed to work with VST AU and AAX native versions and a Kontakt version was not created. This is because the plugin relies heavily on internal programming - for everything from the Leslie simulation to sample fold-back - that would be impossible to replicate with the Kontakt player"s simple scripting language.

This VST is, essentially, a hybrid between a Hammond M3 and B3 with a more aggressive sound. It is meant to sound a bit unique to already existing plugins and simulations, but with the wide range of parameter combinations, many sounds are possible.

За 40 лет было выпущено несколько серий Hammond Organ , очень часто последующие модели органа не меняли внутреннего устройства, а лишь получали новый корпус, однако случались и заметные нововведения. Модели с колёсным тон-генератором можно разделить на два класса: полноразмерные (консольные) инструменты с большим корпусом и двумя 61-клавишными клавиатурами, или, как ещё говорят, мануалами, – для концертного применения, и портативные органы с двумя клавиатурами по 44 клавиши, - для домашнего музицирования.

Hammond A-102

Модель B была разработана в декабре 1936 года, ещё до того, как компания Hammond Clock Company сменила название на Hammond Instrument Company, и оборудовалась генератором эффекта хорус, включавшим в себя дополнительный набор звуковых колёс, немного отличавшийся по настройке от основного набора. Серии BV и CV , производившиеся с 1942 по 1949 год, получили устройства для эффекта вибрато. Считающиеся классическими модели B -3 и C -3 , с характерными для Hammond Оrgan перкуссионными эффектами, производились с 1955 по 1974 год, именно эти органы стали широко применяться джазовыми музыкантами, а с конца 60-х годов - огромным числом рок-исполнителей.


Hammond B-3

Несмотря на довольно крупные габариты инструмента, а также солидный вес – около 190 кг, клавишники рок-групп и в гастрольных турах не расставались со своими любимцами, благо конструкция позволяла разделить орган на две части для удобства транспортировки, ну, разве что большинство их традиционно отказывалось от педального блока AGO. Различия между B -3 и C -3 – косметические: В-3 установлен на четыре ножки, а С-3 предназначался для церквей и исполнительниц-женщин: требовалось, чтобы ноги музыкантов, и особенно - органисток в юбках, были прикрыты с трёх сторон сплошными панелями.


Hammond C-3

Стоимость Hammond B -3 с корпусом в ореховом исполнении составляла 2750 $, в вишнёвом – 2835 $. Звучание джазовых групп и органных трио, классический хард-рок Deep Purple , Rainbow , Whitesnake , Steppenwolf , Atomic Rooster , Grand Funk Railroad , прогрессив Yes , ELP , Pink Floyd , Camel , Kansas , блюз-рок The Allman Brothers Band , Tom Petty and the Heartbreakers , поп-рок Three Dog Night , Spencer Davis Group , арт-рок Colosseum : революционное для популярной музыки десятилетие с середины 60-х до середины 70-х годов невозможно вообразить без плотного, мерцающего, сверлящего звука органа Лоренса Хаммонда.


BOB DYLAN Like A Rolling Stone (Bob Dylan) 1965

Во время записи Диланом своей эпохальной песни в нью-йоркской студии Columbia Records случайно оказался Эл Купер ( Al Kooper , Alan Peter Kuperschmidt , 05.02.1944), сессионный гитарист, никогда прежде не игравший на органе, и даже не умевший его включать. На второй день тяжёлых и беспорядочных сессий, воспользовавшись тем, что продюсер Том Уилсон вышел из студии, Купер решился предложить Дилану простой, но запоминающийся органный рифф. Вернувшись в комнату контроля, Уилсон удивился, увидев Купера за хаммондом, но, несмотря на это, позволил ему сыграть. После первого дубля продюсер посоветовал Дилану вырезать партию органа из песни, однако тот, несмотря на протесты, лишь попросил сделать её погромче, и эта тема стала одной из самых знаменитых в рок-музыке. В том же году Купер вошел в состав группы Боба Дилана, но не в качестве гитариста, а как органист. Во время последнего выступления в туре 1966 года Дилан прямо перед тем, как они начали играть эту песню, кто-то из пуристов, ждавших от своего кумира слепого следования устоявшимся традициям фолка, прокричал " Иуды! " Дилан ответил: " Я не верю тебе, ты лжёшь " . После этого он повернулся к группе и приказал им: " " target="_blank">сыграйте охеренно громко! "

Помимо Дилана, Купер в качестве приглашённого клавишника принимал участие в записях альбомов Джими Хендрикса, The Rolling Stones и др. Он также основал собственный рекорд-лейбл Sounds Of The Sounds , который впоследствии помог добиться известности группе Lynyrd Skynyrd , организовал группы The Blues Project и Blood , Sweat And Tears .

RHODA SCOTT Moanin" (Bobby Timmons) 1972


Старшая дочь в семье странствующего проповедника, Рода Скотт ( Rhoda Scott , 03.07.1938) выросла, постоянно переезжая, в атмосфере негритянских церковных общин. С восьми лет пела спиричуэлс и госпел на богослужениях, и уже тогда открылось её музыкальное призвание, все отмечали вокальные данные Роды и редкое чутьё как инструменталиста. Она поступила в известную " Manhattan School of Music " в Нью-Йорке, которую закончила с отличием. Дебютировала в составе Count Basie в Гарлеме, и сразу была принята в круг мэтров. Вскоре Рода переехала во Францию, где продолжила учебу, изучая контрапункт и гармонию у знаменитого педагога Нади Буланже. Музыкальный талант Роды настолько разносторонен, что она одинаково виртуозна как в классике, так и в джазовой и блюзовой музыке. Блестяще владеет ножной техникой, легко играя на ножной клавиатуре быстрые синкопированные басовые фигуры джаз-рока — по всем двум педальным октавам не хуже бас-гитаристов. Одарённая исключительной музыкальной памятью, она знает наизусть более тысячи музыкальных произведений, много сочиняет и сама. Кроме того, Рода никогда не составляет заранее программу выступления, а всегда играет, ориентируясь на вдохновение, атмосферу места и момента и реакцию публики.


BILLY PRESTON Summertime (George Gershwin) 1935/1974


Один из тех, кого вездесущая пресса награждала титулом "пятого битла", Билли Престон (William Everett Preston, 02.09.1946 — 06.06.2006), в три года, сидя у матери на коленках, начал играть на пианино, и считался вундеркиндом от музыки: в 10 лет участвовал в местном симфоническом оркестре, и (!) был дирижёром церковного хора. В первой половине 60-х Престон легко, будто бы играючи, забирается на музыкальный Олимп. Теперь его партнёрами по сцене становятся Литтл Ричард и Рэй Чарльз. Престон был уже достаточно популярным в Америке артистом, однако мировую славу ему принесло участие в одном не очень профильном, на первый взгляд, проекте. The Beatles во время записи альбома Let It Be переживали не лучшие времена: работа над пластинкой сопровождалась серьёзными ссорами, и в результате одной из них Джордж Харрисон ушёл из студии и отправился на концерт Рэя Чарльза, которому тогда и аккомпанировал на органе Билли Престон. В студию Харрисон вернулся уже в обществе Престона, и, возможно, гениальная непосредственность и жизнерадостность американского органиста передались и участникам ливерпульской четверки, ненадолго продлив ей жизнь. Чуть позже Престон помогал The Rolling Stones (альбом Sticky Fingers и знаменитое соло в песне I Got The Blues). Он также написал вместе с Деннисом Уилсоном из Beach Boys знаменитую песню You Are So Beautiful для Джо Кокера. Трогательный эпизод произошёл уже на закате жизни Билли Престона: запись с Red Hot Chili Peppers. В то время он уже лежал в больнице, мучился печенью, "перцы" привезли ему демо-запись песни Warlocks для их альбома Stadium Arcadium, и пригласили на сессию. Престону песня понравилась, и он просто встал с постели, поехал в студию, и с первого дубля записал её. Пластинка вышла через три дня после смерти Билли Престона .


STEPPENWOLF Born to be wild (Mars Bonfire) 1968


I like smoke and lightning

Heavy metal thunder

Racing in the wind

And the feeling that I"m under

Мне по нраву дым и пламень,

Грохот Heavy metal

И, соперничающий с нами,

Дикий, буйный – ветер.

Летом 1968 года в американский хит-парад стремительно врывается песня никому не известных исполнителей, очень эффектной компании молодых людей, одним из центров которой был клавишник Голди Макджон ( Goldy McJohn , John Raymond Goadsby , 02.05.1945) – человек с пиратской внешностью, бородатый, с огромной копной жестких курчавых волос, символ дикости Steppenwolf. Напористость, резкий звук, сходящий с ума электроорган - такова была визитная карточка этой песни. Критики выделили из песни словосочетание " Heavy Metal Thunder " (само по себе оно обозначало рёв мотора мотоцикла и пришла из книги Уильяма Бэрроуза "Голый завтрак"), и окрестили стиль группы как хэви-метал. После включения их хита в саундтрек культового байкеровского фильма Easy Rider ("Беспечный ездок"), песня стала гимном, а Steppenwolf — любимой группой байкеров всего мира.

BLIND FAITH Can"t Find My Way Home (Steve Winwood) 1969


К сожалению, единственный альбом супер-группы Blind Faith (Клэптон-Бейкер-Уинвуд) навсегда останется "тем самым, на котором одиннадцатилетняя девчонка (Мариора Гошен, попросившая лошадь в качестве гонорара, но получившая 40 £) сфотографирована топлесс". Скверный менеджмент не позволил в полной мере развернуться композиторскому дарованию участников команды, не исключая Стива Уинвуда ( Stephen Lawrence Winwood , 12.05.1948), который позже, как и Клэптон, смог выстроить свою успешную сольную карьеру.


URIAH HEEP July Morning (David Byron/Ken Hensley) 1971


Кен Хенсли ( Kenneth William David Hensley , 24.08.1945): "Я не очень хороший клавишник, и поэтому стараюсь избегать чёрных клавиш. На белых значительно проще играть, вот на них я и концентрируюсь. А ещё у меня - очень длинные пальцы, и если я буду всё время нажимать чёрные клавиши, пальцы могут застрять между ними. На самом деле, и на гитаре, и на клавишных я стал играть лишь потому, что мне нужно было превращать мою поэзию в музыку. В процессе создания музыки я сочинял какие-то аккорды, которые были неправильными, нетрадиционными. Именно поэтому моя техника считается уникальной. Я не могу играть как Джон Лорд, Кит Эмерсон и клавишники их уровня. Но я свободно перемещаюсь по клавиатуре и владею несколькими трюками, и мне кажется, что это у меня неплохо получается". Uriah Heep, со своим узнаваемым сочетанием растянутого звучания клавишных, гитарных акцентов и многоступенчатых вокальных партий, удалось занять прочную позицию в рядах хард-рок-элиты 70-х, несмотря на открытую враждебность со стороны прессы, в основном – из-за эклектичности их музыкального материала. Группа была, возможно, популярней в СССР, чем у себя на родине, за что и удостоилась отдельной разгромной рецензии: "Сутью эстетики, выработанной "Урия Хип" и другими представителями "тяжёлого рока", была безнадёжность. Тексты композиций, сопровождаемые мрачно звучащей музыкой, над которой витал форсированный до предела, но бедный нюансами вокал Дэвида Байрона, как бы утверждали бессмысленность существования человека в капиталистическом мире, бессмысленно на что-то надеяться, бессмысленно за что-то бороться: что бы ты ни делал, ты никогда не победишь...» (В.Лишбергов, "Московский комсомолец". 7 декабря 1979 г.)


RARE BIRD Beautiful Scarlet (Mark Ashton/Graham Field/Steve Gould/Dave Kaffinetti) 1970


Почти совсем позабытые в наши дни, Rare Bird способны удивить своей особенной фишкой: мрачным хард-роком без гитары, заменённой дуэлью двух клавишников. Грэм Филд (Graham Field, 03.05.1940) на Hammond В-3 и Дэйв Каффинетти на электропиано, мощный мелодраматичный вокал и яростные барабанные сбивки – более сорока лет назад, в пик популярности, Billboard magazine признавал Rare Bird одной из десяти лучших новых команд.

FRUMPY How The Gypsy Was Born (J. J. Kravetz/I. Rumpf)1971

Музыка Frumpy представляла собой уникальную, причудливую и незнакомую до этого германским группам смесь рока, блюза, джаза, психоделии, с привкусом классической европейской музыки. Базовым инструментом саунда Frumpy были фирменный "мужской" вокал Инги Румпф и яркие и продолжительные органные пассажи француза Жан-Жака Кравеца ( Jean - Jacques Kravetz , 23.05.1947), которые были новаторскими для немецкой рок-сцены того периода. Группа просуществовала недолго и в год своего распада удостоилась некролога от музыкальной прессы Германии: "После трёх альбомов, двух синглов и бесчисленного количества концертов на родине и за ее пределами, любимое музыкальное чадо страны окончило свое существование в возрасте трёх лет в августе 1972 года".

Прогрессивный рок начала 70-х, с его "концептуальными" альбомами, вызывает противоречивые эмоции: для его поклонников этот стиль означает отход от прямолинейной схемы "куплет-припев-бридж-куплет-припев", источник наслаждения от художественных экспериментов и творческая вершина рок-поэзии. Для тех, кто его терпеть не может, прог являет собой торжество помпезности и необузданности, музыку, создаваемую ботаниками и буржуинами из частных школ для себе подобных. Ко всему прочему, что – немаловажно, "девушкам это не нравится – слишком много нот!" Орган Хаммонда с его неповторимой полифонией стал одним из главных инструментов прогрессивного рока.


ATOMIC ROOSTER Vug (Vincent Crane) 1970/1972


Талантливый пианист-самоучка Винсент Крейн (Vincent Rodney Cheesman, 21.05.1943 – 14.02.1989), в конце 60-х подружился с харизматичным певцом Артуром Брауном и организовал вместе с ним легендарную группу Crazy World Of Arthur Brown, своего рода предтечу Элиса Купера, Kiss , Мерлина Мэнсона, King Diamond ; первый же альбом команды произвёл фурор в "свингующем Лондоне" и теперь считается одним из образцовых в раннем прогрессиве, а песня Fire стала одним из главных рок-хитов 1968 года по обе стороны Атлантики. Позже Крейн сформировал свою группу Atomic Rooster, которой суждено будет стать одной из легенд британской рок-сцены. История AR во многом стоила Крейну здоровья, в первую очередь - душевного. Он стал жертвой маниакально-депрессивного психоза, который неоднократно приводил его на больничную койку в специализированных клиниках. Родня Винсента не желает пускать посторонних в тайну его смерти, к тому же психика Крейна была в таком расшатанном состоянии, что факт его самоубийства не удивил, судя по всему, никого.


YES Close to the Edge: The Solid Time of Change/Total Mass Retain/I Get Up, I Get Down (Jon Anderson/Steve Howe) 1972


Рик Уэйкман ( Richard Christopher Wakeman , 18.05.1949), получивший прекрасное классическое образование клавишник-виртуоз, игравший у Дэвида Боуи, Лу Рида, Элтона Джона, Кэта Стивенса, Black Sabbath , автор сотни сольников, проданных тиражом более 50 млн. копий, говорит о начале 70-х годов в рок-музыке: "Это было счастливое время, потрясающая эпоха". Оркестровкой Рик увлекся еще в стенах консерватории, когда изучал Прокофьева и Римского-Корсакова. С тех пор Сергей Прокофьев стал, по словам Уэйкмана, его героем, причём до такой степени, что даже в машине он постоянно держит записи прокофьевского шедевра "Любовь к трём апельсинам". Свои альбомы музыкант никогда не слушает - классическая музыка для него стократ интереснее. На вопрос о том, как родилась идея носить на сцене серебристый плащ и почему именно плащ, Уэйкман смеётся: "Это всё из-за одной ранней рецензии, в которой писалось о том, что играю я здорово, но похож при этом на безумного паука, с расставленными вокруг вытянутыми руками и ногами. Мы как-то выступали в штате Коннектикут, и нас представлял местный ди-джей. На нём был этот самый плащ. Я только глянул на него и сразу понял, что вот он, ответ на мои мечты. Я предложил ему свой недельный заработок (около 200 $) за этот плащ. Немного поторговавшись, он продал мне его. Я его сразу надел и так вышел на сцену. Этот плащ и сегодня у меня, их было много, сейчас осталось четыре или пять. Остальные были проданы на благотворительных аукционах". (ролик очень длинный, соло Уэйкмана на C -3 - на отметке 12:57 – 13:46)

COLOSSEUM Valentyne Suite (Pete Brown/Dave Greenslade /Dick Heckstall-Smith/Jon Hiseman/ James Litherland/ Tony Reeves) 1969


Группа Colosseum состояла из интеллигентных, скромных, не стремящихся к популярности, замкнутых в себе и повёрнутых внутрь своей музыки людей, а музыкальных составляющих у этого коллектива имелось, возможно, больше, чем у кого бы то ни было: рок, джаз, блюз, отформатированные органной псевдоклассикой Дэйва Гринслейда ( Dave Greenslade , 18.01.1943); арт-джаз-симфо-рок-группа - так порой критики классифицируют эту непохожую ни на что, беспрецедентную музыкальную команду.


ARGENT Hold your Head Up (Rod Argent/ Chris White) 1972


Технически совершенный и изящный арт-рок группы Рода Арджента (Rodney Terence Argent, 14.06.1945) был близок своими эфирными мелодиями и квазибарочными клавишными пассажами к музыке ELP, Genesis и Yes, сохраняя при этом минор и мелодическую свежесть баллад Zombies. К сожалению, участники группы вслед за быстрым успехом довольно скоро стали заострять внимание не на творчестве, а на своих амбициях, играя длинные сольные фрагменты.

В послевоенное время началась разработка новых моделей хаммонд-органа, предназначенных не только для пианистов, но и для начинающих исполнителей. Была разработана серия М (производилась с 1948 по 1968 год) со встроенным усилителем, динамиками и ревербератором. Этот инструмент получил широкое распространение в домашнем музицировании и в небольших церквях, и выдержал конкуренцию с многочисленными компактными органами, появившимися на рынке в то время.


Hammond M-102

На М-100 играл Джон Пол Джонс на двух дебютных альбомах Led Zeppelin , на М-102 – Мэтью Фишер из Procol Harum , им же пользовался Рик Райт с 1970 по 1972 годы, прежде чем перейти на С-3.


PINK FLOYD A Saucerful of Secrets (David Gilmour/Nick Mason/Roger Waters/Richard Wright) 1968/1972

Дэвид Гилмор о Ричарде Райте ( Richard William Wright , 28.07.1943 – 15.09.2008): "В потоках аргументов о том, кто или что такое Pink Floyd , громадный вклад Рика часто был забыт. Он был благородным, скромным и закрытым, но его душевный голос и игра были необходимыми, волшебными компонентами наиболее узнаваемого звучания Pink Floyd . Я никогда не играл ни с кем, даже похожим на него. На мой взгляд, все лучшие моменты Pink Floyd – это те, где он проявил себя в полной мере. В конце концов, без “Us And Them” и “The Great Gig In The Sky”, которые он написал, какой бы была “The Dark Side Of The Moon”? Без его тихих прикосновений альбом “ Wish You Were Here ” не был бы всецело завершен. В наши средние годы он в силу разных причин потерял ненадолго свой путь, но в начале девяностых его живость, искра и юмор вернулись к нему, реакция публики на его появление в туре 2006-го года была очень радостной, и в этом - знак его скромности, что те стоячие овации стали огромным сюрпризом для него (но не для нас) ”. (ролик длинный, соло Райта на М-102 – с отметки 5:20)

(Окончание следует. Focus и Boston , Тони Монако и Дон Эйри, The Stranglers и The Black Crowes , Джои Де Франческо и Барбара Деннерлайн)

Наверное, неправильно будет в финальной части истории про Hammond Organ не рассказать, хотя бы вкратце, про дальнейшую судьбу создателя легендарного инструмента. В 1939 году Лоренс Хаммонд создал Новахорд (Hammond Novachord), один из предшественников современных синтезаторов, работавший по принципу частотных делителей, и благодаря этому имевший полифонию в 72 голоса. Новахорд имитировал звуки, подобные струнным, хорам, а также схожие с клавесинами и фортепиано. Первый экземпляр получил в качестве подарка на день рождения президент США Франклин Рузвельт в 1940 году. Инструмент остался непонятым современниками, так как требовал не только навыков игры, но и технических знаний для создания звуков. Да и наступившие военные годы сделали свое дело – коммерчески Новахорд оказался не особо успешным. Позднее его иногда задействовали при оформлении художественных фильмов в жанрах ужасов и фантастики, а также в телепередачах.

Hammond Novachord

В 1940 году был создан Соловокс (Hammond Solovox), трехоктавный компактный одноголосный электронный инструмент, который производил широкий спектр звуковых эффектов. В период с 1940 по 1948 год были разработаны три модели Соловокса, после чего производство их было прекращено.

Hammond Solovox

Во время Второй мировой войны Хаммонд проектировал средства управления ракетным и бомбовым вооружением и получил патенты на инфракрасные и световые сенсоры для предшественника сегодняшних управляемых ракет, а также на новый тип гироскопа. В 1955 году Хаммонд ушёл с поста президента компании для того, чтобы больше времени заниматься своими инженерными разработками, а 12 февраля 1960 года, в возрасте 65 лет, он совсем удалился от дел. К этому моменту на его счету было около 90 патентов, ещё 20 патентных заявок были удовлетворены уже после его смерти, 3 июля 1973 года.

Очередная серия, Hammond L , орган для начинающих, или, как говорил про модель Кит Эмерсон, "орган для бедных", производилась с 1961 по 1972 годы. Инженеры компании внесли ряд изменений в электрическую цепочку с целью избавиться от слабого, но слышимого щелчка при нажатии клавиши, своеобразного и неповторимого эффекта, столь любимого джазовыми исполнителями. Однако сами инженеры и церковные органисты полагали щелчок помехой, поскольку в духовых органах этот характерный для Hammond звук отсутствует. Слабым местом L были эффекты вибрато и хоруса: их было или чересчур много, или слишком мало.

Самый известный пользователь – Кит Эмерсон, для которого в группе The Nice его купленный в рассрочку L -100 был главным студийным инструментом. Позже, с 1968 года, основным органом Эмерсона стал классический C -3, тем не менее, Кит не отказывался от L -100, используя его для получения звуковых эффектов обратной связи, а также войдя во вкус в деле " target="_blank">опрокидывания и швыряния органа во время концертов и шоу, после которых сцена частенько оставалась в живописных руинах. Этой же моделью пользовался Тийс ван Леер из Focus , Тони Бэнкс из Genesis играл на L -111 в 1969-70, а в 1971-73 – на L -122.

FOCUS Eruption (Jan Akkerman / Tom Barlage / Thijs van Leer / Pierre van der Linden) 1971

Главным очарованием композиций группы Focus , до сих пор остающейся лучшей в истории статьёй голландского рок-экспорта, являлись блестящие импровизации гитариста-виртуоза Яна Аккермана и необычные органные, вокальные и флейтовые вставки бывшего студента амстердамской консерватории Тийса ван Леера ( Thijs van Leer , 31.03.1948), с сильным влиянием ренессансной музыки и фламандских народных мелодий.

KANSAS The Pinnacle (Kerry Livgren) 1975


Едва ли не самая "неамериканская" группа США работала в жанре эпического арт-рока, с почерком, характерным, скорее, для британских команд: с преобладанием жёстких гитарных структур, темы которых обыгрывались скрипичными пассажами Робби Стейнхардта и виртуозными клавишными Стива Уолша ( Steve Walsh , 15.06.1951) Группу было трудно спутать с кем бы то ни было, парадокс в том, что наиболее известна она своим самым "американским" хитом, бестселлером лета 1978 года, Dust In The Wind .

Полупроводниковый транзистор, изобретенный в 1947 году сотрудниками Bell Labs Бардином, Браттейном и Шокли, в 50-х годах стал постепенно вытеснять "лампу", а малые размеры и стабильные характеристики транзисторных устройств, по сравнению с капризным ламповым оборудованием, произвели в мире электроники настоящую "транзисторную революцию". В 1957 году фирма-производитель домашних органов и пианино Gulbransen Company выпустила первый в мире коммерческий орган с транзисторным тон-генератором, Модель В (Модель 1100), правда, в нём всё ещё применялись лампы в блоке усилителя, а годом позже компания Rodgers Instruments Corporation из Орегона произвела первый полностью транзисторный большой церковный орган, Opus 1 (Модель 38), устройство которого стало стандартом для всей индустрии электронных клавишных инструментов. Фирма Хаммонда довольно долго отказывалась от внесения технологических инноваций в принципиальную схему своего детища: последней серией инструментов с колёсным тон-генератором стала серия T , выпускавшаяся с 1968 по 1975 год, в этих органах ламповое усиление окончательно сменили транзисторные технологии, а тремя годами раньше, в мае 1965 года началось производство модели Х-66 , сыгравшей роль своего рода промежуточного звена на пути к полному отказу Hammond Organ Company от движущихся механизмов и ламповой схемотехники.


Hammond X-66

В Х-66 тембральная окраска звука достигалась с помощью транзисторных октавных делителей-фильтров, позволявших добавлять к основному тону до восьми дополнительных гармоник-обертонов. Новшество имело место и в дизайне инструмента: органная консоль нетипично для фирмы устанавливалась на массивных металлических опорах.

Орган Хаммонда мощно, широко и блистательно прозвучал под пальцами музыкантов золотого века рока, середины 60-х - середины 70-х годов (можно назвать, пожалуй, единственного клавишника-виртуоза в джазе, блюзе и рок-н-ролле тех лет, Гарта Хадсона, упорно обходившего Hammond стороной и предпочитавший ему Lowrey ), однако, в силу ряда причин он постепенно начал сходить с рок-сцены. Одной из этих причин являлась необходимость в тщательном и профессиональном уходе, обслуживании и ремонте. Обилие вращающихся деталей, ламповая начинка и километры коммутационных кабелей обязывают его обладателей регулярно проводить их чистку, смазку и юстировку, причём обязательно у квалифицированного мастера. Орган ламповый, поэтому особенно не любит перепадов температуры и высокой влажности. Владельцы В-3 иногда жалуются, что инструмент потерял прежние яркость и пышность звука за годы эксплуатации. Обычно основная причина этого — старение фильтрующих конденсаторов, входящих в состав генератора. Замена их на новые и высокостабильные типы возвращает звучанию плотность, "мерцание" на высоких частотах и общее качество тембра. После процедуры замены любых деталей генератора требуется калибровка его по методикам, описанным ещё в оригинальном патенте Хаммонда. Несмотря на то, что органы Hammond являются электромеханическими устройствами, их строй никогда не изменяется, кроме тех случаев, когда частота тока в электрической сети отклоняется от 50 Гц или 60 Гц (частота сети в США). Такая опасность подстерегает музыкантов в основном на концертах под открытым небом, где используются переносные генераторы питания, и частота может периодически падать ниже 50 Гц, что вызовет выключение органа. Увеличение частоты тока в сети не приводит к выключению инструмента, однако он начинает завышать строй. В 1974 году выпуск классики Hammond B -3 был прекращён. Разумеется, это вовсе не означало, что звук хаммонда исчез из музыкальной палитры джаза, блюза и рок-н-ролла. В первую очередь это, конечно, относится к консервативным в своих предпочтениях джазменам и органным трио.

Слушаем хаммонд-джаз.

JOEY DEFRANCESCO Blues for Bobby C (Jimmy Smith) 2006

Джои ДеФранческо (Joey DeFrancesco, 10.04.1971) – уже много лет лучший органист среди джазменов нового поколения, мировая знаменитость, человек, имеющий бесчисленное количество наград и заслуг, что совсем неудивительно с такой-то генетикой: его отец - знаменитый джазовый органист, "Папа" Джон ДеФранческо, а дед - Джозеф ДеФранческо - был настоящим мультиинструменталистом. Сам Джоив 4 года начал играть на органе, учителем его был великий Джимми Смит, в десять лет он играл с симфоническими оркестрами, а семнадцатилетним юношей на записи местной телепрограммы повстречался с самим Майлсом Дэвисом и произвел на легендарного трубача такое впечатление, что тот немедленно пригласил его в турне. Человек не только талантливый, но и очень весёлый, Джои утверждает, что ещё находясь в утробе своей матери, слышал, как отец играл на органе, причём он уже тогда знал, что звучит именно орган. Записывался вместе со своим учителем и кумиром, Джимми Смитом, с Джоном Маклафлином, Джорджем Бенсоном. В его честь и при его участии была создана именная модель нового Hammond B -3, которую сам Джои называет Numa .

BARBARA DENNERLEIN Swing the Blondes (Barbara Dennerlein) 2005/2006

Пианистка и органистка, первая европейская исполнительница, вошедшая в топ ведущих органистов мира, Барбара Деннерлайн ( Barbara Dennerlein , 25.09.1964), начала играть на органе в 11 лет, через три года уже выступала в местных клубах. Барбара (прозвище – "мюнхенское торнадо") не имеет консерваторского образования, считает себя ученицей Джимми Смита (не по технике игры, а - по духу), однажды сопровождала его во время европейских гастролей. Блестяще владеет ножной клавиатурой, любит комбинировать звук своего В-3 с синтезаторными эффектами и сэмплами. "Меня трудно спутать с кем-нибудь другим, у меня свой, очень специфический стиль игры, в основном за счет использования бас-педали. Хаммонд сегодня - редкий инструмент, и когда люди слышат его звуки, у них сразу возникают ассоциации с корифеем джаза – Джимми Смитом. Но если разобраться, то у нас очень разные стили".

TONY MONACO Midnight Special (Jimmy Smith tribute) (народная )2006

Один из лидеров среди сегодняшних органистов-джазменов, Тони Монако ( Tony Monaco , 14.08.1959) начал свою "клавишную" жизнь в восемь лет, с обучения игре на аккордеоне. В двенадцать лет он услышал Джимми Смита и был околдован звучанием хаммонда. В студенческие годы Тони вечерами работал в джаз-клубах своего родного Коламбуса, а на своё шестнадцатилетие получил сказочный подарок: ему позвонил сам Смит с предложением Монако стать его учеником. Через четыре года занятий молодой исполнитель уже выступал вместе со своим Учителем, а также с другими корифеями жанра, Хэнком Марром и Доктором Лонни Смитом, в калифорнийском джаз-клубе Джимми.

Производство легендарных органов было прекращено ещё по одной банальной причине — его вытеснили более лёгкие и дешёвые электронные конкуренты, перевозить и обслуживать которые стало гораздо проще, несмотря на то, что звучание их было достаточно бледным подобием В-3. Робкие шаги синтезатора на заре 70-х годов были лишь предвестником научно-технического прогресса в производстве электронных инструментов и музыкальных компьютеров. Появление более совершенных синтезаторов, секвенсоров, ритм-машин, тембр-блоков и звуковых процессоров, простых в обращении и при этом сравнительно недорогих, совпало с процессом становления новой, пост-панковской культуры, с профессионализацией множества полу-самодеятельных групп. 80-е годы стали десятилетием, когда электроника и компьютерная техника перестали быть диковинкой и стали достоянием не только сугубых профессионалов, а и обычных пользователей без специальной подготовки. В этих условиях сформировался и выдвинулся на передний план новый тип музыканта, представляющего собой, скорее, оркестровщика-программиста, чем импровизатора-композитора, как это было в джазе или в прогрессив-роке.

Слушаем хаммонд-фьюжн.


NIACIN No Man"s Land (John Novello / Billy Sheehan) 2000


Прогрессивное рок-фанк-трио Niacin (от Nicotinic acid, никотиновая кислота, витамин В3) создано в 1996 году по инициативе легендарного бас-гитариста Билли Шихэна. Вторым участником проекта стал не менее известный в джазовых и фанк-кругах ударник Деннис Чамберс. Вспомнив о том, что было время, когда орган Hammond B -3 был зачастую более важной составляющей саунда группы, чем гитара, Шиэн и Чамберс приняли решение - в трио не будет гитары, но будет клавишник, играющий именно на В-3. Этим человеком стал Джон Новелло (Jon Novello, 31.01.1948).


BIG ORGAN TRIO Dragon"s Triangle (Mike Mangan) 2005


Майк Мэнган ( Mike Mangan , ?.?.19??), основатель лос-анджелесской фьюжн-группы (рока в этом фьюжн намного больше, чем джаза, а джаза – намного больше, чем фанка) Big Organ Trio , примечателен своей перкуссионной техникой игры на В-3 и использованием педальных эффектов.

И, наконец, в середине 70-х годов произошёл серьёзный спад интереса к концептуальной рок-музыке, новое поколение слушателей и покупателей пластинок оказалось сориентированным уже на иные формы, не выходящие за рамки развлекательной музыки и песен танцевального характера. Формат записи – от трёх с половиной до четырёх минут на одну песню – предопределил дальнейшую судьбу инструментального исполнительства в рок-культуре. Умение хорошо играть, не говоря уже об умении импровизировать, постепенно оказалось ненужным широкой массе, последующие поколения слушателей перестали воспринимать людей с инструментами, находящихся позади певца, как нечто самоценное, музыканты стали фоном для вокалистов. В поп-музыке тех лет господствовали два совершенно разных по своему социальному содержанию и даже антагонистичных по отношению друг к другу направления. Несмотря на явную несовместимость, их сближает то, что оба они появились по одной и той же причине – как антиподы по отношению к рок-музыке. Речь идёт о массовом увлечением музыкой диско, начавшемся в середине семидесятых годов, сравнимым по масштабам лишь с лихорадкой твиста, и – о грянувшей панк-революции 1977 года. Прошло совсем немного времени, и имидж панка незаметно превратился из вызывающего опознавательного знака в разновидность молодежной моды, и, как следствие, а отчасти, как симбиоз музыки панков и диско, возникло широкое и многообразное течение под названием n ew w ave. Эти катаклизмы, плюс ко всему – металлическое нашествие середины 80-х, серьёзно перекроили музыкальный рынок рок-н-ролла, упростив инструментальное наполнение и вынудив клавишные в группе служить подложкой, одним из элементов общего фона, или "галó", по образному выражению Джона Лорда.

Слушаем хаммонд-хард-рок.

RAINBOW Long Live Rock "n" Roll (Ritchie Blackmore / Ronnie James Dio) 1977


Рассказывают, что однажды Ричи Блэкмор услышал по радио соло на клавишах малоизвестной группы Symphonic Slam, которое ему очень понравилось. Канадский клавишник с классическим образованием Дэвид Стоун (Dave Stone, Michael David Stoyanoff, 1952), по традиции, в группе Блэкмора пробыл недолго, отправившись всего через год в музыкальное небытие.

DEEP PURPLE Lazy (Ritchie Blackmore/Ian Gillan/Roger Glover/Jon Lord/Ian Paice) 1972/2011

Дон Эйри (Donald Airey, 21.06.1950) - ветеран классического рока, участвовавший в записи свыше сотни альбомов, как клавишником, так и аранжировщиком. Классическое пианино начал осваивать с трёх лет, а в подростковом возрасте взялся за хаммонд. В юности Эйри успевал играть в барах и клубах и повышать своё образование (изучал музыку в Ноттингемском Университете и пианино в Королевской Манчестерской Консерватории). Некоторое время зарабатывал на жизнь тем, что развлекал публику на круизных лайнерах. Раздавал свои таланты направо и налево: играл в Rainbow , Whitesnake , Colosseum II, с Оззи, Black Sabbath и Гари Муром, работал вместе с Эндрю Ллойд Уэббером и Jethro Tull , а с 2002 года занял место ушедшего из группы Джона Лорда и стал постоянным участником Deep Purple .

THE BLACK CROWES Thorn In My Pride (Chris Robinson / Rich Robinson) 1992/2008

За неимением качественных роликов Грегга Оллмана из The Allman Brothers Band и Билли Пауэлла из Lynyrd Skynyrd, классический " южный " рок представляют The Black Crowes и мерцающий хаммонд Адама Макдугалла (Adam MacDougall, ?.08.1974)

BLACK COUNTRY COMMUNION Confessor (Glenn Hughes) 2012

Дерек Шеринян ( Derek Sherinian , 25.08.1966) вырос Калифорнии в семье потомков бежавших из Турции в 1915 году армянина и гречанки. В 5 лет начал заниматься на домашнем фортепиано. Среди первых музыкальных влияний – Элтон Джон, а также пластинки Beatles и Боба Дилана из коллекции родителей. Ещё до окончания школы Дерек получает стипендию в Berklee School of Music . В 1989 году музыкальный директор Элиса Купера предложил Дереку занять вакантное место клавишника и отправиться с группой в длительное турне (более 250 концертов!) в поддержку мультиплатинового альбома " Trash ". Позже Элис Купер назовёт Дерека "Калигулой клавишных". На совершенно новый уровень карьера Дерека взлетает, когда он в 1994-м присоединяется к Dream Theater . В группе BCC играет на винтажном Hammond B -3 1962 года. "Я не слушаю клавишных альбомов, мне от них скучно. Думаю, у клавишных есть свое место. Мой стиль игры однозначно агрессивный, и я, конечно, хочу, чтобы мой звук был слышен, но я совершенно не хочу, чтобы все мне подыгрывали. Я – скорее командный игрок. Поэтому мне приятно просто вкладывать в записи свой стиль". ( соло на отметке ролика 4:11 – 4:22)

Слушаем хаммонд - мелодик - рок . (Для ассортимента).


BOSTON Smokin" (Brad Delp/ Tom Scholz) 1978/2008


Эти парни прорвались на вершину чартов как будто бы из ниоткуда. Сегодня мало кто помнит, что первоначально Том Шольц ( Tom Scholtz , 10.03.1947) был клавишником, а лишь затем, выступая по вечерам в бостонских клубах, научился играть на гитаре, став настоящим человеком-оркестром. По-видимому, специалисты звукозаписывающей компании Epic рассчитывали лишь окупить затраты на запись диска Шольца& Co , и вряд ли прогнозировали шквальный успех, обрушившийся на новорожденную группу: альбом Boston только на территории США был продан тиражом 15 миллионов копий. Появление этого альбома помогло вернуть классическому року часть молодёжной аудитории. (соло на отметке 1:45 – 4:01)

REO SPEEDWAGON Roll With The Changes (Kevin Cronin ) 1978

Пусть даже и несколько вторичный, типично американский FM -радио-рок, мелодичный и лёгкий для восприятия, обезоруживающий и привлекательный хард таких команд, как Journey , Foreigner , R . E . O . Speedwagon , поддерживал жизнь классического рока в непростое для него время: конец 70-х - начало 80-х годов. (соло Нила Доти ( Neal Doughty , 29.07.1946) - на отметке 3:12-3:49)

Слушаем хаммонд-панк и хаммонд-брит-поп.

THE STRANGLERS Something Better Change (Jet Black/ Jean Jacques Burnel/ Hugh Cornwell/ Dave Greenfield) 1977


В мае 1975 в "" Melody Maker "" было размещено объявление о том, что ""софт-роковая"" группа ищет клавишника. Откликнувшемуся Дэйву Гринфилду (David Paul Greenfield, 29.03.1949) его будущие коллеги настолько понравились, что он тут же согласился с тем, что играть придется вовсе не софт-рок. Позже критика в один голос объявила Гринфилда последователем Рэя Манзарека, что всегда изумляло его, поскольку он c творчеством The Doors в те годы практически не был знаком: любимыми инструменталистами Гринфилда в начале 70-х годов были Джон Лорд и Рик Уэйкман. После года клубных концертов The Stranglers дебютировали на большой сцене 29 февраля 1976 г. и сразу пришлись по душе поклонникам панка своей мрачной энергетикой. Именно Гринфилд своими виртуозными, мрачными арпеджо добавил жёсткому гаражному панк/паб-року ранних The Stranglers психоделическое измерение. Благодаря бескомпромиссной позиции музыкантов они пользовались большим уважением среди альтернативной молодежи, а диски группы стабильно входили в десятку национального топа. Впоследствии, в отличие от большинства панк-групп, The Stranglers легко и охотно усваивали новшества, как стилистические (их самый известный сингл, "" Golden Brown "", представляет собой вальс) , так и технологические, демонстрируя при этом разнообразие, изобретательность и склонность к неожиданным композиционным решениям. Именно этот новаторский подход к творчеству, во многом инициированный Гринфилдом, обеспечил группе, как впоследствии отмечали специалисты, уникальное место на британской рок-сцене.

THE CHARLATANS The Only One I Know (Jon Baker / Martin Blunt / Jon Brookes / Tim Burgess / Rob Collins) 1990

Мелодии 60-х, органные риффы и захватывающее чувство свободы - три кита, обеспечившие группе широкую поддержку уставших от американского напомаженного глэма фанатов и симпатии критиков, многие из которых назвали творчество ""шарлатанов"" новой психоделией клубного движения 90–х годов. Роб Коллинз (Rob ert Collins, 23.02.1963 – 22.07.1996) - человек, который основал группу, и добился фирменного звучания, был талантливым клавишником и настоящим её лидером. Музыканты записывали пятый студийный альбом, когда в июле 1996 года по дороге в студию Роб, севший за руль в нетрезвом виде, погиб в автомобильной аварии.

Слушаем хаммонд - хип - хоп .

BEASTIE BOYS Root Down (Mike D / Adam Horovitz / Adam Yauch/ Jimmy Smith) 1994

Тут никто даже и не думал играть на клавишных. Парни просто позаимствовали сэмпл Джимми Смита 1972 года Root Down ( And Get It ). (1:31, 1:48-1:56, 3:14-3:24, 3:29-3:34)

Попытки имитации звука Hammond Organ производились неоднократно, но результаты были по большей части весьма приблизительными. Это связано с объективными трудностями, так как синтезировать звук, полученный за счёт вращения механических частей в электромагнитном поле, очень трудно. Сэмплирование настоящего органа Hammond практически ничего не дает, поскольку сходство с оригиналом существует только при игре одиночными нотами. К тому же, практически невозможно сымитировать эффект Лесли с быстрым вращением рупора и ротора. Однако далеко не все попытки имитации оказались провальными, и ближе всего к оригиналу подошли инструменты СХ3 и BХ3 фирмы Korg, специально разработанные в целях имитации звука Hammond. Результаты были настолько успешными, что некоторые музыканты приобрели Korg СХ3 или ВХ3 для того, чтобы иметь запасной вариант на случай непредвиденного сбоя основного инструмента во время концерта.

В конце 80-х годов фирма Suzuki купила торговую марку Hammond и начала выпуск новых органов под названием Hammond-Suzuki. Модели ХВ2 (портативный инструмент с одной клавиатурой), ХB3 (двойная клавиатура) и ХВ5 имеют все те же возможности, что и классические органы Hammond (переключатели регистров, перкуссия для второй и третьей гармоник, щелчок клавиш), отсутствует только характерный механический призвук вращения тонвалов.

В 2007 году Suzuki выпустила New Hammond B -3, имеющий отдельное название Ultimo . Его дизайн принадлежит голландскому художнику-конструктору Мартину Хакстину. Внешний вид органа выполнен не в ретростиле (коричневое лакированное дерево, как в классических хаммондах 30-50-х годов), а в модерновом черно-серебристом тоне, причем полированные черные детали корпуса крыты рояльным лаком, а серебристые части — это настоящие металлические конструкции. Инструмент солидный, его вес — 132 кг. Орган имеет две пятиоктавные клавиатуры и двухоктавную педальную. Генерация звука в органе происходит цифровым способом, но метод синтеза максимально приближен к принципу формирования звука в классическом хаммонде — генератор (т.н. "цифровое звуковое колесо") создает чистую синусоидальную волну без гармоник, а звучание ноты образуется за счет комбинирования сигналов от нескольких "колес".

Всего в инструменте 96 генераторов. Нажатие на клавишу производит замыкание десяти контактов, связанных с генераторами и регистровыми движками, традиционно обозначенными в футах. Положение регистров влияет на уровни сигналов отдельных генераторов в итоговом миксе. Звучит инструмент превосходно — тепло, ярко, как говорят музыканты, "жирно", со всеми характерными для хаммонда тембровыми оттенками. Веяния времени нашли применение в новом Hammond — пресетные установки могут храниться на флэш-карте, для чего имеется соответствующий слот, а для удобства контроля на верхней панели органа находится небольшой жидкокристаллический дисплей. Интересно, нужно ли это кому-нибудь сегодня?

Последние материалы раздела:

Старинное гадание на воске: значение фигур
Старинное гадание на воске: значение фигур

Свечи обладают особенными магическими свойствами, что, естественно, не могло остаться незамеченным. Еще на Руси было популярным гадание с воском и...

Как свести к минимуму расходы на обменный курс при совершении покупок в Интернете
Как свести к минимуму расходы на обменный курс при совершении покупок в Интернете

Содержание Лишние траты денег закономерны при больших доходах, но они не являются исключением при детальном анализе для семей с небольшими...

Авиационный английский для летного состава, MLS International College, Англия, Борнмут
Авиационный английский для летного состава, MLS International College, Англия, Борнмут

Первым делом, первым делом самолеты.. А английский всё-таки откладывать на потом не стоит. Ведь у Вас есть прекрасная возможность подтянуть Ваши...