Материализм в философии л фейербаха. Антропологический материализм и философия религии Л

Людвиг Андреас Фейербах (1804-1872), философ-материалист, атеист.Основ. соч.: «История новой философии от Бэкона до Спинозы», «К критике философии Гегеля» (1839), «Философия и христианство», «Сущность христианства» (1841), «Предварительные тезисы к реформе философии» (1842), «Основы философии будущего» (1843) . Л.Фейербах вначале придерживается пантеизма, высоко ценя философию Спинозы, а затем стал первым философом, подвергшим развернутой критике систему Гегеля. Становление Л.Фейербаха как философа происходило по его словам по следующей схеме: «Бог был моей первой мыслью, разум – второй, человек – третьей и последней» . От изучения теологии он перешел к увлечению гегелевской философией , а от нее – к сенсуализму в теории познания и к антропологической точке зрения в религии. Свою философскую систему он называет «новой философией» и «философией будущего». Ее основное содержание: отстаивание материализма . Критикуя идеалистическое понимание Гегелем сущности человека, сведения ее к самосознанию, он доказывает необходимость обновления философии, придания ей антропологического характера . Единственно существующими реальностями являются природа и человек; человек является частью природы; единством материального и духовного . Человек должен стать главным интересом философии как «единственный, универсальный и высший» предмет ее исследования, а сама философия – учением о человеке, или антропологической философией. Это привело Фейербаха к отказу от идеализма в целом. Он резко критикует и идеалистический характер гегелевской диалектики. Это открывало путь к использованию рационального содержания гегелевской диалектики и в этом отношении способствовало формированию марксизма. Но ему не удается последовательно провести материалистическую точку зрения в своей «новой философии», ибо человек для него – абстрактный индивид, чисто биологическое существо . В теории познания Фейербах отстаивает точку зрения эмпиризма и сенсуализма . Являясь последовательным сторонником сенсуализма, считал, что основу познания составляют субъективные чувственные ощущения, в основе которых лежит объективная реальность и которые осознаются разумом. Органы чувств человека в этом смысле Фейербах называет органами философии. Тех органов чувств, которые имеет человек, вполне достаточно для адекватного познания вещей, полагал философ. Чувственность по нему, это единый источник истинного познания. Тем самым, он как бы отрицает существование общих понятий и признает истинным единичное и конкретное. Но он также убежден в могуществе разума, в возможности всеобщего и необходимого познания. Тем самым, Фейербах не отрицал и значение мышления в познании, пытался характеризовать объект познания в связи с деятельностью субъекта, высказывал догадки об общественной природе человеческого познания и сознания. Материалистически решая основной вопрос философии, мыслитель убежден в познаваемости мира, и был противником агностицизма . Кроме того, особенность его гносеологии заключалось еще и в его учении о теизме. Для него достоверность бытия определялось не только его доступностью собственному чувству человека, но и его реальностью для других. Однако, в целом, он не смог преодолеть созерцательность до Марковского материализма. Это связано с тем, что в понимании истории Фейербах еще целиком оставался на позициях идеализма, которые вытекают из его стремления применить антропологию как универсальную науку к изучению общественной жизни. Идеализм Фейербаха особенно ярко проявляется в исследовании религии и морали. Его этическое учение было направлено против этического учения Канта. В 20-х годах 19-го столетия господствовало мнение, что Кант неопровержимо доказал невозможность общеобязательной этики, построенной на эвдемонистической основе . Фейербах сходится с Бенеке в стремлении противопоставить «физику» нравов «метафизике» и развивает эту мысль в еще более радикальной форме, противопоставляя этику счастья господствующим нравственным учениям. Он полагает, что этика имеет своим объектом человеческую волю. Но где нет побуждения, там нет и воли, а где нет побуждения к счастью, там вообще нет никакого побуждения. «Нравственность без блаженства – это слово без смысла» – говорил Фейербах. Но как объяснить, что человек наряду со стремлением к личному блаженству, стремиться и к самоограничению, к служению на благо других. Философ разъясняет, что сущность нравственности заключается в блаженстве, но не в блаженстве одиночном, а в многостороннем, распространяющемся на других, ибо «я» неотделимо от «ты». Мысль о том, что личное стремление к счастью связано со стремлением к счастью других лиц, должна рано сложиться в уме человека: «тумаки его братьев, щипки его сестер научат его тому, что и чужое стремление к счастью вполне законно». Противоположность между склонностью и долгом несомненна и очень важна с нравственной точки зрения, но не абсолютна. Чувство долга естественно вырастает мало-помалу на почве склонностей. Из того, что исполнение долга, в конечном счете, ведет к счастью, еще не следует, чтобы счастье непосредственно сопровождало исполнение долга. Импульс к счастью и чувство долга – изменчивые факторы: что теперь выполняется против воли, с усилием, с «надрывом», то впоследствии совершается непринужденно, легко. Даже трагическая гибель индивидуума – самопожертвование – может быть связана со счастливым сознанием проистекающего из него блага для других. Важную составную часть философии Фейербаха представляет его учение о психогенезисе религиозных миросозерцаний . Он пытается показать, каким путем в человечестве и в человеке постепенно складывается известное религиозное миросозерцание. Истинно и реально лишь чувственное, сверхчувственного, как некоторой сущности, вне человеческого сознания, нет. Фейербах рассматривает религию как отчуждение человеческих свойств: человек как бы удваивается и в лице бога созерцает свою собственную сущность. Таким образом, религия по Фейербаху выступает как «бессознательное самосознание» человека. Причины такого удвоения Фейербах видит в чувстве зависимости человека от стихийных сил природы. В противовес кантовским постулатам – бог, свобода воли, бессмертие души – Фейербах склоняется к атеизму и натурализму . Если просветители 18-го века полагали, что религия в ее исторических формах есть плод невежества и суеверия, а также средство сознательной мистификации ради политических целей, то Фейербах противопоставляет этому концепцию психогенезиса религиозных чувств и представлений . Наклонность к религиозному творчеству корениться в самой природе человека , вытекающий из присущего человеческому духу стремления к антропоморфизму. Он полагал, что не только дети и дикари, но и взрослые культурные люди обнаруживают стремление проецировать свои черты вовне. И религия представляет важнейший вид такого антропоморфизма . Лучшие стороны своего «Я» - своих помыслов, чувств и желаний – люди издревле переводили в божественные реальности. Импульсом к этому одухотворению и обожествлению собственных идеалов всегда была существовавшая в жизни противоречие между тем, что есть, и тем, что должно быть . Религиозное же творчество помогало устранить противоположность между желанием и достижением, которая всегда так мучительно ощущалась человеком. Сами боги – это дети желания, продукты фантазии. Мысль о боге – сверхсильном, разумном существе – утешает человека, притупляет его страх и аффекты. Бог в действительности не является творцом, он – творение человека , его разума, в то время как истинный творец (а не творение) – человек . Тем самым, человек в области религиозного творчества в воображении удовлетворяет свое стремление к счастью. Он познает им же самим созданных богов, как сверхчеловеческие сущности. Но это противоположение божеского облика и человеческого основано на иллюзии. Весьма ценным являются догадки Фейербаха о социальных и исторических корнях религии . Религия по нему – это глубоко разработанная мифологически-фантастическая идеология и не имеет ничего общего с реальностью. Корни религии – в чувстве бессилия человека перед внешним миром, его зависимости от него и незащищенности. Однако, мыслитель не сумел найти действенные средства борьбы с религией и видел эти пути в замене бессознательного самосознания осознанным, особенно в просвещении . Вместе с тем , Фейербах смог понять и историческое значение религии , полагая, что религия воплощала в себе лучшие идеи и чувства человечества, объединяя в древнейший период все сферы знания, искусства и практической деятельности. В контексте с этой мыслю, он говорил о необходимости новой религии, принципы которой выводятся из морали свойственного природе человека стремлению к счастью, достижение которого возможно при условии, если каждый человек будет разумно ограничивать свои потребности и с любовью относиться к другим людям. Полнокровная реализация человеком своего «Я» возможна только во взаимодействии с «Ты» (то есть другими людьми) – человек может жить только в обществе. А основой связи между людьми в обществе, стержнем общества должна стать религия. Необходимо отбросить традиционную религию и заменить ее религией любви, которая должна на место любви к богу поставить любовь людей друг другу и религией любви внутри семьи как наиболее отвечающей природе человека, на место веры в бога – веру человека в самого себя. Человек добьется на земле того, что религия обещает на небе. Смыслом жизни человека, причиной общественного развития должно стать стремление к счастью . Таким образом, мораль Фейербаха носит абстрактный, внеисторический характер. Несмотря на ограниченность взглядов, Фейербах стал непосредственным предшественником марксизма, а его идеи в области психологии религии сообщили толчок плодотворным исследованиям многих философов последующих веков по истории религии.



Вопросы для самоконтроля:

1. В чем заключается «критическая» ориентация философии Канта?

3. Что означает кантовское понятие «вещи в себе» и почему «философия невозможна» по Канту?

5. Как Фихте трактует соотношение Я и не-Я?

6. В чем специфика теоретического и практического наукоучения Фихте?

7. Что предлагает натурфилософия Шеллинга естествознанию?

8. Как согласуется субъективное и объективное в философии Шеллинга?

9. Опишите путь, который проходит Мировой дух, стремясь к самопознанию, в концепции Г.Гегеля.

10. Что представляет собой «триада» в диалектическом методе Гегеля?

11. О какой «хитрости разума» в истории говорит Гегель, и каким критерием он оценивает общественный прогресс?

12. В чем заключается суть антропологической философии Фейербаха?

13. Гносеология Фейербаха и его отношение к религии.

Стремление Гегеля тотально рационализировать свою философию и, по его мнению, согласовать диалектический метод с требованиями его системы, которая завершает развитие человечества - объявлялось высшей точкой исторического процесса. Это положение было подвергнуто резкой критике Л. А. Фейербахом.

Фейербах исходил из принципиального положения, идеализм - это рационализированное религия. Отсюда и намеки на то, что гегелевская философия - это вообще не философия. А к тому же философия и религия, по своей сути, принципиально несовместимы, противоположные друг другу. В основе религии, считал он, лежит вера в сверхъестественное, догматы, тогда как в основе философии - знание, стремление раскрыть действительную природу вещей. Мыслитель отвергал идеалистическую философию Гегеля, поскольку она логично выстраивала рациональную форму религии. Как религия, так и идеалистическая философия возникают по отчуждению человеческой сущности, путем приписывания сверхъестественном тех качеств (атрибутов), которые в действительности принадлежат человеку. Поэтому, Фейербах основная задача философии, ее назначение видит в критике религии, развенчивании тех иллюзий, которые составляют сущность религиозного сознания. Именно благодаря религиозному сознанию конструируется иллюзорно-искаженная картина мира. Человек выступает создателем Бога. Более того, человек и очеловеченный ней мир подчиняются Богу и зависят от его воли. Таким образом, человек теряет свободу и самостоятельность.

В контексте своих размышлений Фейербах, отбросив старую философию, логический рационализм Гегеля, стремился создать новую философию - философию человека (антропологию). Он считал, что эта философия должна изучать человека, дать понимание человека и служить делу ее освобождения от религиозных заблуждений. Решение этих задач видится им в плоскости осознание и понимание того, что человек не творение Бога, а часть, и притом самая, вечного мира природы.

Таким образом, складывается и формируется фейербаховского концепция антропологического материализма. Мыслитель отходит от механицизма XVIII в. Объективную и субъективную реальность не сводит к механическому движению, а природу рассматривает скорее не как механизм, а организм, то есть как биологический движение. В центре внимания Фейербаха абстрактное понятие материи, а человек как единство психического и физиологического, души и тела. В духе материализма мыслитель утверждает, что тело в его целостности и составляет сущность человеческого "Я". Духовное начало у человека не может быть отделенным от телесного, дух и тело - две стороны той реальности, которая называется человеческим организмом. Логично, что человеческая природа понимается им преимущественно биологически, а отдельный индивид не как общественная (исторически-духовное) существо, а как отдельное звено в развитии человеческого рода.

Толкуя человека как природно-биологическое существо, Фейербах не замечает социально-исторического, а следовательно - роли практики в жизни человека и общества и в процессе познания. Не понимает того, что общественная жизнь людей, по своей сути, является практичным. Отсюда логически вытекает недовольство и недоверие к абстрактному мышлению и апелляция к чувственному (живого) созерцания.

В теории познания Фейербах выступал как сенсуалист, считая, что ощущение составляют единственный источник нашего познания. Мыслитель утверждает: только то, что дано нам в органах чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание) - обладает действительной реальностью. С помощью органов чувств мы познаем как физические объекты, так и психические состояния людей. Фейербах не признает существование сверхчувственного (сверхъестественной) реальности, отвергает возможность чисто спекулятивного (абстрактного) познание с помощью разума, считая его произведением идеалистической, в частности, гегелевской философии.

Антропологический принцип позволил Фейербаху по-новому толковать объект познания. Согласно его философией понятие объекта первоначально формируется в опыте человеческого общения. Отсюда ~~ первым объектом для любого человека есть второй человек, то есть "Ты". Таким образом, любовь к другому человеку - это путь к признанию ее объективного существования, а там самым и к признанию существования внешних вещей. На чувствах любви основывается внутренний, для Фейербаха, общественная связь между людьми, возникает бескорыстная мораль. Мыслитель убежден, что мораль должна заменить иллюзорный связь "Я" с Богом. Любовь к Богу, согласно Фейербахом, является лишь отчужденным, ошибочной формой любви - любви к другим людям.

Антропологический материализм Фейербаха - это реакция на идеализм. Фейербах не воспринял ни объективного, ни субъективного идеализма, но и не построил последовательного материализма. Проблемы, затронутые классическими немецкими философами-идеалистами, в философии Фейербаха решаются ярко, хотя И во многом слабее, чем это имело место у его предшественников. Поэтому и прав Ф. Энгельс, который писал, что его материализм был более остроумным, чем глубоким. По сути, Фейербахом завершается классическая немецкая философия.

Контрольные вопросы:

1. Теоретические источники классической немецкой философии.

2. Кто из представителей классической немецкой философии находился на позициях субъективного идеализма и агностицизма? В чем суть этой философии?

3. Система и метод в философии Гегеля.

4. метафизичностью и атеизм философии Л.Фейербаха.

5. Проблема знания и веры в классической немецкой философии.

6. Гносеологическая проблематика в классической немецкой философии.

Темы рефератов:

1. Место классической немецкой философии в развитии мировой философской мысли.

2. Естественно-научная и философская картина мира И. Канта.

3. Философская система и метод Гегеля.

4. Материализм и атеизм Л.Фейербаха.

1. Антология мировой философии: В 4т М тысяча девятьсот семьдесят Т С

2. ЛемусВ.Ф. Иммануил Кант. - М., 1973.

3. Бур М., Иррлиц Г. Притязания разума. - М., 1978.

4. Гегель Г. В. Ф. Сочинения. - М., 1970 - .роп

5. ГулыгаЛ.В. Гегель. - М., 1970.

6. Гулыга А.В. Кант. - М., 1977.

7. ГулыгаЛ.В. Немецкая классическая философия. - М., 1986.

8. Габитова Р.М. Философия немецкого романтизма. - М., 1978.

9. Гайденко П.П. Философия Фихте и современность. - М., 1979.

10. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // Маркс К, Энгельс Ф. Сочинения. - Т. 21, гл. И - III.

11. История диалектики. Немецкая классическая философия. - М., 1978.

12. Кант И. Сочинения. Т. 1 - 6. - М., 1965.

13. Кузнецов В.М. Немецкая классическая философия 2-й половины XVIII - начала XIX века. - М., 1989.

14. Фейербах Ж Избранные философские произведения. - Т. 1 - 2.-М., 1955.

15. Шинкарук В.И. Единство диалектики, логики и теории познания. - М., 1977.

16. Шеллинг Ф.В.К Соч. в 2-х т. - М., 1989.

Людвиг Фейербах родился в семье юриста. Обучаясь на теологическом факультете Гейдельбергского университета, он попал под влияние Гегеля и поступил в Берлинский университет на философский факультет. Но его судьба сложилась так, что он испытал множество разочарований - в философии Гегеля и в «цивилизованной» жизни. До самой смерти он жил в деревне. Его основные работы, которые он написал там - «Критика философии Гегеля», «Сущность христианства», «Основные положения философии будущего» - выстраивают основы новой философии, которую характеризуют как антропологический материализм.

Одной из составных частей этой философии является критика идеализма. Фейербах называет идеалистической, потому что она пытается вывести внешний мир из мышления. Это приводит к господству догматики, переиначиванию религиозных взглядов на философский манер, к своего рода «утонченной религии». Просто, если в обычных религиозных взглядах господствует теизм - вера в личного Бога, то в немецкой философии - безличностный Дух, познаваемый интеллектом. Антропологический материализм Фейербаха отбрасывает как вид дискуссий, в которых теряется истина. Новая философия должна преодолеть философию Гегеля в союзе с естественными науками, чтобы уяснить реальные, а не воображаемые Более того, следует поднять вопрос о потому что единство бытия и мышления имеют смысл только в человеке, потому что человек является единством духовной и телесной субстанции, и ее сущность - в переживании, в чувственности.

Антропологическая философия в системе Фейербаха делается универсальной наукой. Все его учение проникнуто антропологизмом. Природа для Фейербаха тождественна материи. Она вечная и многообразная, бесконечная, подвижная, определена пространством и временем. Это единственная реальность - вне ее ничего нет. Человек как бы завершает природу - нет ничего ниже человека и выше его. «В созерцании природы и человека содержатся все мистерии философии», - утверждает философ. Многообразие отражает многообразие природы. Познание возможно именно благодаря чувственности.

Чувства не обманывают нас и не являются поверхностными - их вполне достаточно для познания любых явлений. Чувства универсальны - в них есть мысли, а в мыслях - чувства. Антропологический материализм Фейербаха выдвигает идею о том, что мышление основывается на чувственности и дополняет ее: «Чувствами мы читаем книгу природы, но понимаем ее мышлением». Таким образом, мышление необходимо только для поиска скрытого смысла вещей. Однако практического применения, с точки зрения философа, такое мышление не имеет, да и не должно - практика враждебна как философии, так и чувствам, она грязная и торгашеская.

В отличие от современных философу атеистов, антропологический материализм Фейербаха рассматривает религию не как бессодержательный обман - она возникла из страха и трудностей первобытного человека, а также из свойственного человеку стремления к идеалу. «Бог, - делает вывод Фейербах, - это то, чем человек хочет быть». Поэтому сущность религии - в человеческом сердце. Развитие религии соответствует ступеням исторического развития. Когда человек был полностью зависим от природы, то религия была естественной, а когда человек создал идеал и поместил его вне себя, поклоняясь абстрактному человеку - религия сделалась духовной. Об этом свидетельствуют такие религиозные понятия, как, например, Троица, которая на самом деле является символом семьи.

Антропологический материализм Фейербаха выводит сущность христианства и вообще религиозных чувств из любви. Проблема религии состоит в недостижимости идеала - это значит, что если идеал будет реализован, религия исчезнет (ведь у человека нет органа суеверия, иронизирует философ). Человек движим своими страстями, прежде всего, эгоизмом, и потому свобода для человека - это создание для него условий, когда он сможет делать то, что хочет. Движущей силой этики является разумный эгоизм, который наиболее полно выражается в любви, ведь она лучше всего воплощает взаимоотношения между «я» и «ты». Поэтому духовную религию нужно, по мнению мыслителя, заменить культом естественного и любящего человека. Резюмируя антропологию Фейербаха, Энгельс в свое время заметил, что он «хочет бросить всех людей в объятия друг другу, несмотря на пол и возраст».

Выдающийся немецкий философ Людвиг Андреас фон Фейербах был отъявленным атеистом-материалистом, остро и бескомпромиссно критиковал постулаты религии и идеализма. Тем не менее в его взглядах многие узрели истину. В данной статье рассмотрим, что собой представляет антропологический материализм Л. Фейербаха.

Из биографии философа: начало жизненного пути

Людвиг Фейербах родился 13 сентября в 1872 году в городе Нюрнберг в семье специалиста по криминальному праву Пауля Фейербаха. С ранних лет будущий философ тяготел к наукам, разностороннему познанию мира и человека. Его стремление к философскому развитию стало причиной многих неожиданных поворотов как в судьбе мыслителя, так и в истории философии. Это потом уже, в конце XIX — начале XX вв., его труды оказали ощутимое воздействие на философские взгляды общественности, став одной из теоретических основ марксизма наряду с работами Георга Гегеля. А в 1830 году, когда Людвиг Фейербах издал первую противоречащую гегелевским учениям работу под названием «Мысли о смерти и бессмертии», где высказал сомнения по поводу существования нематериальной, метафизической составляющей человека — души, его свободомыслие было жестоко наказано — философа лишили права преподавать в образовательных учреждения Германии.

Период социальной отчужденности

На протяжении 25 лет Фейербах жил в небольшой деревушке Брукберг. Многие считали, что такая изоляция от общества отрицательно скажется на его творчестве. Но сам философ думал иначе. «Я счастлив проводить свое время не на кафедре и не на аудиенциях, а в храме природы и в уединении своего рабочего кабинета», - говорил Л. Фейербах. Антропологический материализм как новое направление в философии уже начал зарождаться в то время.

Основные труды

В 1841 году фундаментальная работа мыслителя под названием «Сущность христианства» стала подтверждением того, что годы затворничества даром не прошли. Интересно, что антропологический материализм Фейербаха получил ярых приверженцев практически с первых дней своего существования. Среди них был и Ф. Энгельс, который позже называл себя преданным «фейербахианцем». Дальнейшее развитие понимания религии и человека было изложено в таких работах мыслителя, как «Сущность религии» и «Основные положения философии будущего».

Так зародилась новая концепция мировой философии — антропологический материализм Фейербаха. Кратко попробуем изложить ее основные идеи. На основании них сделаем некоторые выводы.

Антропологический материализм Фейербаха

Кратко охарактеризовать учение немецкого философа довольно трудно. Но следует сказать, что Людвиг Фейербах в своих рассуждениях пришел к неожиданным для того времени выводам. Он утверждал, что человек является биологическим существом, продуктом природы, которая «создала не только его желудок, но и мозг». И именно проделки мозга заставляют человека создавать высшие идеалы и стремиться к ним на протяжении всей жизни. А потому, по словам мыслителя, не Бог создал человека, а человек - Бога.

Немецкий атеист-материалист говорил, что человек неотделим от природы, и мышление, присущее только его биологическому виду, является ничем иным, как необходимым выражением его физиологической деятельности. Антропологический материализм Фейербаха базируется на идее о том, что философия как наука, изучающая отношение бытия к мышлению, должна быть антропологией, т. е. учением о человеке, ибо только он из всех живых существ умеет мыслить. И именно он, человек, является высшим продуктом природы, единственной реальности, саморегулирующейся и бесконечной в пространстве.

Сущностью же человека разумного мыслитель называет чувственную жизнь его сердца и ума, многообразие его переживаний. Антропологический материализм Фейербаха провозглашает мысль о том, что высший продукт природы и раскрытие его подлинной сущности и являются причиной существования религии и искусства, логики и методологии, философии и науки. Людвиг Фейербах развивал теорию материалистического сенсуализма, считая ощущения единственным источником познания мира человеком.

Критика религиозных постулатов

Как уже упоминалось выше, антропологический материализм Людвига Фейербаха базируется на идеях сенсуализма и эмпиризма, решительно противореча позициям агностицизма. Зарождение религии мыслитель рассматривал как результат зависимости человека от стихийных сил общества и природы.

Людям свойственно стремиться к антропоморфизму, т. е. проецировать свои качества на кого-то. С давних времен, о чем свидетельствуют многочисленные исторические хроники, человек наделял чертами, присущими ему, представителей животного и растительного мира, стихии природы и т. п. Религия, по словам Фейербаха, является важнейшим видом такого антропоморфизма.

Наличие противоположностей в природе, резкие различия между тем, как есть, и тем, как должно быть, наблюдаемые человеком, стали импульсом к обожествлению и одухотворению идеалов. Лучшие проявления своего «Я» люди перенесли в божественную реальность, тем самым создав цель, к которой стоит стремиться. Потому философ утверждает, что не Бог сотворил людей «по образу и подобию своему», а было все с точностью наоборот. Бог — это то, чем человек хотел бы быть, ведь он обладает всеми качествами, доведенными до совершенства. Но этот идеал был вынесен за пределы самого человека - на небеса.

Причины и результаты религиозности

Сущность всех божественных атрибутов, их роль в жизни человека, проблемы и мотивы его стремления к счастью — вот что ставит на первое место антропологический материализм Фейербаха. Философия немецкого мыслителя являет собой нечто вроде аналитического взгляда на теологию и причины ее возникновения. Людвиг Фейербах усматривает причины появления Бога в сложностях, возникающих в жизни людей, которые порождают чувства бессилия, отчаяния, безысходности. В таких условиях человек склонен искать спасение в иллюзорных идеях о посмертном воздаянии и утешении. Так он обретает некую соломинку, за которую можно ухватиться, чтобы стать смиренным.

По словам философа, религия парализует какие-либо стремления человека к лучшей жизни, заставляет его терпеливо ожидать посмертной доли, подменяя реальность сомнительными иллюзиями. Мыслитель утверждал, что традиционная форма религии уже изжила себя, и ее следует заменить на религию нового поколения. По логике Фейербаха, любовь к Богу есть ни что иное как ложная форма истинной любви — любви к природе и людям.

Откровенная критика религии, на которой основан антропологический материализм Л. Фейербаха, вызвала множество споров в обществе и среди признанных мыслителей как во времена деятельности философа, так и после его смерти.

Человек в стремлении к счастью

Как и многие другие, Людвиг Андреас фон Фейербах поднимал тему нравственности и подлинной основы того или иного поведения человека. Следует сказать, что он был ярким представителем эвдемонизма, но и в это этическое направление привнес нечто свое. Антропологический материализм Фейербаха оказал значительное влияние на философию XX века и заставил подвергнуть переосмыслению многие направления этики.

Если средневековые мыслители считали наивысшим счастьем познание Бога и возможность узреть его в грядущей жизни, то немецкий материалист утверждал, что счастье отдельного индивидуума зависит от счастья других, ибо не то, что быть счастливым, а даже существовать без них он не может. Потому стремление к высшему благу разрушает рамки эгоизма и порождает в человеке чувство долга по отношению к другим людям. Так как Бог — это проекция лучших качеств высшего творения природы, то и стремление к счастью заключается в сознательном желании блага для окружающих. Но стоит оговориться, что этот импульс должен быть непринужденным, и даже самопожертвование, если оно связано с радостным сознанием проистекающего из него блага для других, может сделать человека счастливым.

Антропологический материализм Фейербаха: личное мнение автора

Мы рассмотрели основные идеи, которые выдвигал известный немецкий мыслитель конца XIX века. Немало сделал для развития философии Л. Фейербах.Антропологический материализм сам автор предпочитал именовать «реальным гуманизмом». Нельзя не согласиться с тем, что любовь к Богу не может быть истинной без любви к ближнему. И богословие как движущая сила духовного роста каждого индивидуума должно основываться не на слепом подчинении «рабов» авторитету и вере в чудо, а на реальном проявлении всего лучшего, что может быть в человеке.

Если рассмотреть антропологический материализм Л. Фейербаха кратко, то можно сделать вывод, что учение базируется не столько на критике идей теологии, сколько на призыве не игнорировать материальную сторону существования человека и допустить, что он может быть не божьим, а природным творением, а потому человеческую сущность, его чувства и мышление следует изучать с учетом различных точек зрения, как религии, так и науки.

Антропологический материализм Фейербаха имеет право на жизнь, и его учение достойно внимания даже самого религиозного человека. Ведь разве не разумное исследование и изучение закономерности явлений — основа развития личности?

Антропология как основа материализма. Эволюцию своего мировоззрения Фейербах описывал следующим образом: «Бог был моей первой мыслью, разум - второй, человек - третьей и последней». Начав с изучения теологии, он разочаровался в ней и перешел к изучению философии Гегеля, однако его не удовлетворял абстрактный характер гегелевской философии. Прощание с философией Гегеля состоялось в небольшой статье ««К критике философии Гегеля» (1839), где Фейербах заявил, что «система Гегеля есть абсолютное самоотчуждение разума» .

Фейербах считал, что необходима реформа философии, ее поворот от идеализма к материализму, но не к механистическому материализму XVIII в., а к антропологическому (от греч. anthropos - человек) материализму.

Основные положения материализма Фейербаха Ф. Энгельс резюмировал следующим образом: «Природа существует независимо от какой бы то ни было философии. Она есть та основа, на которой выросли мы, люди» . В центре философии, считал Фейербах, должен быть человек, понимаемый как телесно-духовное существо. Антропологический принцип выражал у Фейербаха единство человеческой природы.

Материалистический подход к человеку в антропологии Фейербаха выражался в том, что природа, материя рассматривались им как источник и тела, и духа человека. Дух и тело нельзя отделять друг от друга: «Что за половинчатость, что за раздвоение, что за “шиворот-навыворот”!» Только теоретически, указывал Фейербах, можно представить себе дух отдельно от тела, в действительности же первый неразрывно связан со вторым и зависит от него. Отталкиваясь от человека, Фейербах не отрывал и не противопоставлял его природе; человека он считал продуктом и частью природы. Поэтому новая философия должна сделать человека, включая и природу как базис человека, единственным, универсальным и высшим предметом философии, превращая, следовательно, антропологию, в том числе и физиологию, в универсальную науку .

В отличие от французских материалистов XVIII в., которые в своих концепциях человека исходили из понятия «природа человека», Фейербах считал, что сущность человека заключена не в отдельно взятом человеке, а в человеческом роде: «Отдельный человек, как нечто обособленное, не заключает человеческой сущности в себе ни как в существе моральном, ни как в мыслящем. Человеческая сущность только налицо в общении, в единстве человека с человеком, в единстве, опирающемся на реальность различия между Я и Ты» .

Основу объединения людей, их общения Фейербах видел в любви. Поскольку любовь есть универсальный закон природы, постольку она должна стать высшим и первым законом человека. Средством обеспечения этого закона должна быть не религия, а новая философия.

Религия и пути ее преодоления. Важнейшей задачей философии Фейербах считал познание религии, которое нужно для содействия человеческой свободе, самодеятельности, любви и счастью, для того, «чтобы человек сделал собственное человеческое существо законом и определяющей основой, целью и масштабом своей политики» . Этому посвящены такие его работы, как «Сущность христианства» и «Лекции о сущности религии». Он не просто отвергал религию, а пытался понять, как она возникла, почему человек создает себе Бога? При этом он различал религию и теологию. Религия была для Фейербаха объектом спокойного философского исследования, а теология, а также идеалистическая философия, которые, по его мнению, были спекуляцией на религии, - объектом критики.

Главным методологическим принципом познания сущности религии у Фейербаха выступал антропологический принцип, согласно которому тайна и истина религии - в антропологии : «Истинный смысл теологии есть антропология» . Отсюда целью Л. Фейербаха являлось выяснение антропологической сущности религии и низведение сверхъестественной, сверхчеловеческой сущности бога к антропологической сущности человека.

Именно сама «природа человека» и условия его жизни приводят к идее Бога и возникновению религии. Тайна религии, как се понимал Фейербах, заключается в том, что человек «объективирует свою сущность», и эта объективированная сущность превращается в субъект, в личность, т.е. в Бога: «Божественная сущность - не что иное, как человеческая сущность, очищенная, освобожденная от индивидуальных границ, т.е. от действительного, телесного человека, объектививированная, т.е. рассматриваемая и почитаемая в качестве посторонней, отдельной сущности. Поэтому все определения божественной сущности относятся и к сущности человека» . Таким образом, «человек есть начало, человек есть середина, человек есть конец религии» .

Бог человека таков, каковы его мысли и намерения, а ценность бога не превышает ценности человека. О человеке можно судить по богу и о боге - по человеку. Они тождественны: «Божество человека заключается в его духе и сердце, а дух, душа и сердце человека обнаруживаются в его боге» .

Религия истинна в том смысле, что, обращаясь к богу, человек тем самым обращается к своей собственной сущности. Фейербах писал, что сознание бога есть самосознание человека, а познание бога - самопознание человека. Однако религия ложна в том смысле, что свою собственную человеческую сущность человек воспринимает как чужую - божественную.

«Истинным богом» для Фейербаха является человек, вернее, не просто человек, а человеческий род как высшее проявление Природы. Поэтому «истинной религией», по его мнению, должна быть «религия человека». На место любви к богу нужно поставить любовь к человеку, которая должна стать первым и высшим законом: «Мы должны любить человека ради человека. Человек является предметом любви, потому что он есть самоцель, разумное и способное к любви существо. Это есть закон рода, закон разума» .

Любви Фейербах придавал фундаментальное значение. Любовь как главное чувство должна стать смыслом жизни. Мышление вторично и должно учиться у чувств. Спекулятивное же мышление, по Фейербаху, вообще бесполезно: «Истинная философия заключается не в том, чтобы создавать книги, а в том, чтобы создавать людей» .

Новая философия, основанная на всеобщей любви, носила утопический характер. Страстно выступая против идеализма, Л. Фейербах остался на позициях идеалистического понимания истории.

Антропология Фейербаха стала переходным пунктом от идеалистической философии первой трети XIX в. к марксизму, основоположники которого, высоко оценив заслуги Фейербаха, всегда считали его одним из своих непосредственных философских предшественников.

Последние материалы раздела:

Как и чем снять боль при месячных в домашних условиях
Как и чем снять боль при месячных в домашних условиях

Менструация представляет собой естественный процесс, который сопровождает каждую женщину от момента полового созревания до наступления климакса. Во...

Носитель генетической информации Носителями наследственной информации в клетке являются молекулы
Носитель генетической информации Носителями наследственной информации в клетке являются молекулы

Урок по общей биологии. Тема: «ДНК – носитель наследственной информации. Генетический код». Цель урока : закрепить знания о строении ДНК и РНК,...

Что обозначает окончание
Что обозначает окончание

Помимо обычных изменяемых слов в русском языке существуют слова без окончания. Эти слова относятся к неизменяемым частям речи, таким как...